Йети - генетическая аномалия?

Фото www.alimit.ru.

Огромные волосатые человекоподобные существа - зверочеловеки... На Памире – йети, в Европе – сноумен – снежный человек, в Америке – бигфут – большеног, в Гималаях – метч-канг-ми – грязный снежный человек. Недостающее звено эволюции... Загадка "снежного человека" волнует обычных людей очень давно, однако обсуждать ее считается в определенных кругах несерьезным. Слишком весомые аргументы противоречат гипотезе реликтового гоминоида.

Повсюду, где есть пустоши или горы, есть и чудовища, которые выбирают эти места для своего проживания. Их упорно отказывается признавать наука, несмотря на то, что они хорошо известны местному населению. Те, кто видел их собственными глазами, описывают их как «огромных волосатых существ (полулюдей-полуобезьян), отличающихся сверхъестественным умом и необычайной способностью исчезать, как только на авансцене появляются зрители». Их гигантские отпечатки были не только обнаружены, но и сфотографированы на пространстве от Гималаев до гор Северной Америки. И тем не менее за всё это время ни разу не был пойман ни один экземпляр.

Все наверняка слышали о «снежном человеке» (или йети) с Гималайских гор, человекообразном существе, выбравшем своим местопребыванием высокие горные пики. «Снежного человека» хорошо знают местные жители, и к настоящему времени его удалось увидеть даже европейцам. Одна из встреч с йети связана с именем известного британского альпиниста Дона Уильянса. Летом 1970 г. он находился в горах Непала на высоте 13 тысяч футов над уровнем моря. Однажды вечером, после того как он провёл целый день, фотографируя чьи-то гигантские, незнакомые ему следы на снегу, он неожиданно при ясном свете луны увидел существо, которому эти следы вполне могли бы принадлежать. Оно осторожно двигалось по горному хребту, расположенному прямо напротив его палатки. Существо напоминало человекообразную обезьяну и двигалось на четвереньках. Детальное описание внешности йети дал лорду Ханту настоятель монастыря Сян-Боче, имевший однажды возможность наблюдать за тем, как тот играл на снегу неподалёку от его дома. Ростом он был примерно пяти футов, волосы седые. К сожалению, другие монахи, придя в страшное возбуждение, начали звенеть колокольчиками и дуть в трубы.

Несмотря на неоднократные сообщения шерпов и других местных жителей, наиболее весомым доказательством для науки считаются следы, существование которых подтверждено фотографиями. Так, 8 ноября 1951 г. во время одной из своих экспедиций на Эверест Эрик Шиптон вместе с Майклом Уордом и шерпом Сень Тенсингом наткнулись на поразительные отпечатки ступней на снегу на высоте 18 тысяч футов. Они принадлежали существу, ходившему так же, как ходит человек; если бы это и в самом деле был человек, то его рост составлял бы примерно восемь футов (фут – 30,4 см). Следы тянулись около мили и затем обрывались на ледяной кромке. Такие же следы обнаруживали и другие исследователи Гималаев, в том числе экспедиция, организованная газетой «Дейли мейл» в 1954 г. Самым впечатляющим, однако, следовало бы считать следы, обнаруженные ещё в 1915 г. в Сиккиме лесником Дж. Джентом. Размеры отпечатков были поистине уникальны: от 18 до 24 дюймов (дюйм – 2,5 см) длиной! Коренные жители считали, что эти следы принадлежат местному гиганту – одному из «рода диких людей». Одна характерная деталь: большие пальцы ног этого гиганта указывали в сторону, противоположную той, в которую он двигался.

В Советском Союзе, в Средней Азии, также найдены отпечатки, похожие на следы йети: их видел учёный из Ленинградского университета А. Г. Пронин. «Свидание» произошло в горах Памира, а затем всего через несколько дней исследователь увидел то же существо второй раз. По его описанию, это волосатое (с коричневато-серым оттенком) создание с длинными руками и неуклюжей походкой. Местные киргизские пастухи давным-давно знают о существовании «снежного человека», но ни они сами, ни экспедиции, снаряжавшиеся на Памир, не смогли поймать его.

Волосатых гигантов видели неоднократно и в других горных районах Азии, но наиболее точные доказательства их существования получены всё же не оттуда, а из западных районов Северной Америки. Первые европейские поселенцы в Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне от местных племён узнали о странном «диком человеке с гор», которого индейцы Британской Колумбии называли «саскватч». С тех пор как путешественник и исследователь Дэйвид Томпсон впервые напал на следы, оставленные этим существом (так ему говорили местные индейцы из канадской провинции Альберта) возле Джаспера и достигавшие в длину 14 дюймов, были обнаружены буквально тысячи странных отпечатков ног «волосатых существ», да и сами эти существа неоднократно наблюдались и фотографировались человеком. В полном соответствии с индейскими верованиями о том, что «саскватч» имеет обычай похищать людей, несколько американцев – уже в наши дни – заявили, что они были похищены; -- самый последний случай такого рода, насколько нам известно, произошёл в 1976 г., а самый первый был зарегистрирован пятьюдесятью двумя годами раньше. Тогда лесоруб Альберт Остман находился на делянке на острове Ванкувер. В один прекрасный день он, по его словам, был во время сна поднят прямо в спальном мешке и перенесён на расстояние 25 миль в берлогу к «саскватчу». Там жили отец (высотой около восьми футов), мать (на фут ниже) и двое детишек, относившихся к пленнику особенно хорошо. Пробыв там шесть дней, лесоруб убежал, но, опасаясь насмешек, ничего не рассказывал о своих приключениях до 1955 г.

Ведь если "снежный человек" существует, то, по оценкам антропологов, он должен был "ответвиться" на дереве эволюции не менее 50 тысячелетий назад. А чтобы вид сохранялся столь долгое время, нужны определенные условия: по численности популяции, пищевой базе и т. д. В частности, если оценить размеры и плотность популяции по частоте наблюдений - а она низка,- то получается, что данный вид неизбежно генетически выродится за гораздо меньшее время. Слишком многое, правда, остается неопределенным. Во-первых, даже ориентировочно неизвестна продолжительность жизни отдельной особи.

Во-вторых, правомерны ли оценки размеров популяции по частоте наблюдений. Словом, возражения по поводу реликтового гоминоида со стороны генетики вряд ли являются решающими. Тем любопытнее некоторые вопросы генетики гоминоида нереликтового. Известный антрополог Больк сделал в свое время замечательное, но почему-то почти забытое наблюдение. Он обнаружил удивительное сходство между обликом человека и... эмбрионов обезьян. Не детенышей, а именно эмбрионов. Конечно, взрослые обезьяны тоже напоминают иногда отдельных представителей рода человеческого, но это. так сказать, чисто внешнее сходство.

А вот эмбрионы... Строение черепа, челюстей. расположение волосяного покрова - вплоть до "усов" и "бороды"! Поразительно! Больк выразил свое изумление такими словами: "Человек - половозрелый зародыш обезьяны!!!" Впрочем, посмотрев на рисунок, вы и сами воскликнете что-нибудь в этом роде. Настало время ввести в статью новый термин: неотения. Это задержка развития или полное отсутствие проявления взрослых признаков в эмбриональном состоянии. Благодаря неотении эволюция имеет возможность повернуться сразу в другое русло, не затрагивая взрослые, довольно консервативные признаки. Так, человеческая кисть не могла бы развиться из обезьяньей за сравнительно короткий период.

А вот у эмбрионов строение конечностей почти одинаково. То же самое можно сказать и о мозге, и о других органах. Именно неотения обусловила необычайно быстрое эволюционное формирование человека. Но какое отношение имеет все это к реликтовым гоминоидам? Известно, что гены, даже, казалось бы, ненужные, из генотипа не выбрасываются. Природа в этом смысле довольно "запаслива". Чтобы они не проявлялись фенотипически, то есть во внешних признаках, достаточно их блокировать. "Включением" и "выключением" занимаются специальные гены: репрессоры, промоторы и эффекторы. Есть и специфические белки, которые блокируют или активируют работу генов. Ненужные укладываются в двойные и тройные спирали и пребывают, если воспользоваться жаргоном программистов, в "архивированном" состоянии.

Вот и получается, что все гены наших далеких предков мы носим в себе во всем их великолепии. И неандертальца, и питекантропа, и даже древопитека... Но такие гены в обычных условиях не проявляются: информация надежно заблокирована. А вот иногда... Это явление называется атавизм. Вдруг рождается человек с хорошо развитым волосяным покровом, мощными клыками, даже хвостом. Стало быть соответствующие гены каким-то образом "разархивиро-вались". Теперь представьте, что в некоей горной или глухой лесной местности живе1 ограниченная популяция самых обычных людей. Значит, неизбежно близкородственное скрещивание, ведущее к накоплению мутаций. Приплюсуем сюда естественные мутагенные факторы - например, ультрафиолетовые излучения на большой высоте.

В результате могут создаться условия для проявления атавистических генов. И не исключено появление в потомстве людей, обладающих полным набором признаков того же неандертальца. Возможно, здесь кроются истоки многочисленных легенд о людях-оборотнях. Родителей и ребенка ждала незавидная участь: могли изгнать и дитя, и мать, якобы скрестившуюся со зверем. После нескольких изгнаний могла возникнуть небольшая популяция таких зверо-людей. В результате скрещиваний атавистические гены суммировались и усиливались...

И нельзя исключить, что "реликтовый гоминоид" - это на самом деле нереликтовый носитель активных реликтовых генов. А как же гигантские размеры "снежного человека"? - спросит читатель. Но здесь нет никакого противоречия. Вспомним, что в числе наших предков были такие существа, как гигантропы и мегапитеки. Рост их превышал 2-2,5 м!

И вообще: в природе могут существовать несколько вариантов или видов "снежного человека". Это совершенно не противоречит высказанной гипотезе.


По материалам: www.cosmosfera.ru
Читайте также: