Пахнет дождями осеннее яблоко

Садовое ведро

Дождливые сумерки  позволят Матрёне обходиться  без эскорта персиянки.

Дождливые сумерки  позволят Матрёне обходиться  без эскорта персиянки.

У кошки Матрёны нет повода уважать хозяев. Мало того, что забывают накормить, так ещё и топят котят в старом садовом ведре. Поэтому Матрёна вывела очередное потомство в заброшенной усадьбе, где тленом дышит поленница, полно ржавых водопроводных труб, и ветхие заборы облокотились на кусты одичавшей смородины. А так как хозяева продолжали держать на голодном пайке, начала промышлять по чужим дворам. Особенно хлебным местом оказался дом, где живёт персидская кошка, которая с аристократической небрежностью оставляла в блюдце пару-другую размороженных бычков.

Недоедки, собственно, и помогли Матрёне решать продовольственную программу. Дождавшись, пока персиянка соизволит отвалить от блюдца, многодетная мать выхватывала рыбёшку пожирнее и волокла через дорогу к поленнице. Но это была не самая сложная часть операции. Трудности начинались за калиткой, где в засаде обретались уличные коты, тоже любители сырой рыбы. Они, подобно стайке пираний, валили кормилицу наземь и вырывали из пасти добычу. Конец разбою положила персиянка. На правах хозяйки она устроила такую трёпку полосатым пиратам, что те вынуждены были перебраться в кусты на противоположной стороне улицы. Однако лохматая аристократка тут же предприняла контрмеры, взяв за правило сопровождать Матрёну до заброшенной усадьбы. Уличным котам не оставалось ничего другого, как издали следить жадными глазами за ускользающей едой. При этом они стенали от злости и оделяли друг друга оплеухами.

Благодаря защитнице, котята окрепли и начали осваивать прилегающую к поленнице территорию. Только вот двор хозяев своей матушки они почему-то обходят стороной. Возможно, им каким-то образом передался страх перед старым садовым ведром,  где погибло несколько предыдущих поколений.

Принцесса заброшенного сада

Пахнет дождями осеннее яблоко.

Пахнет дождями осеннее яблоко.

Заброшенный колхозный сад расхристан как и всё, что остаётся без присмотра человека.  Яблони и вишни в усадьбах сельчан уже подрастеряли былую пышность причёсок, а здесь листья цепко держатся за посеребрённые дождём ветки. Такая особенность объясняется превращением колхозного сада из окультуренного в полудикое состояние. Оставшись невостребованными, фруктовые деревья все соки бросили на укрепление крон, которые, по замыслу, должны защищать молодую поросль от жгучих суховеев и ледяного ветра.

Такие дички ценятся селекционерами, которые используют их в качестве подвоя для королевских сортов. Прошедшие суровую школу выживания саженцы передают привоям стойкость перед непогодой. Точно такими же получаются и человеческие детёныши в семьях, где глава семейства благородных кровей, а хранительница домашнего очага - потомственная крестьянка.

Но природа разнолика и непредсказуема. Она, как взбалмошная дама, может выбросить такой фортель, что окружающие только ахнут. Не смог удержаться от восхищённого возгласа и автор этих строк, когда обнаружил среди дичков-плебеев необычное деревце. Казалось, его переселили сюда из королевского сада - окультуренная крона, грациозно расположенные ветки, изящной формы листья. Но самым главным украшением было яблоко медового цвета и запаха осенних дождей. Оно легло в ладонь весомой прохладой, словно высшая награда и вина перед заброшенным садом.

Выбираюсь из зарослей на раскисшую полевую дорогу и запоминаю ориентиры. В следующий раз, как только прекратятся дожди и угаснет румянец листьев, приду сюда с лопатой, чтобы унести королевскую яблоньку, плоды которой пахнут осенними дождями.

Лохматый беспризорник

Если человек не возражает, почему бы не погреть озябшие лапы на широкой спине...

Если человек не возражает, почему бы не погреть озябшие лапы на широкой спине...

Как известно, представители семейства кошачьих, за исключением гепардов и львов, выдерживают экстремально низкие температуры. Например, собственность моего приятеля - кот Франт обожает отдыхать в сугробе. Когда снег под ним протаивает до земной тверди, он перебирается на новое место. Однако Франт скорее исключение, чем само правило. Большинство домашних кошек с наступлением холодов перемещаются поближе к трубам, каминам и батареям.

Бесхозные их сородичи такой возможности не имеют. Поэтому они вынуждены довольствоваться трубами и люками теплотрасс. Пригодилась в качестве пристанища и спина человека, которого непогода застала за ремонтом дворового покрытия. Лохматый беспризорник, подкрепившись предложенной ему колбаской, вскарабкался благодетелю на спину и спел благодарственную песню. Правда, наслаждаться пришлось не более четверти часа. Когда человек распрямился, чтобы дать отдых коленям, зверёк покинул пристанище и отправился на поиски другого, более постоянного источника тепла.

Приключения виноградной косточки

Позвонила знакомая дама-стоматолог и рассказала о презабавном случае из своей практики:

- Полтора месяца назад ко мне обратился пациент предпенсионного возраста. Представляешь, у этого бедолаги в дупле коренного зуба завязла виноградная косточка. Извлечь сам не смог. Терпел до тех пор, пока боль не пригнала к нам. И вот эта самая косточка, вопреки кислотно-щелочной среде ротовой полости, повела себя так, словно оказалась в благодатной почве. "Она у вас скоро пустит корни и расцветёт", - не удержалась я от замечания. "Надо же! - удивился пациент.- А ну, заверните в бумажку, я её дома в горшок посажу".

- И что, проросла?

- Точно такой же вопрос я задала ему позавчера во время случайной встречи на рынке. Пригласил в гости, чтобы продемонстрировать успехи в деле виноградарства. Только мне недосуг воспользоваться приглашением, а тебе,  думаю, пригодится. Записывай номер мобильника…

Моему визиту гражданин предпенсионного возраста особо не удивился и даже не поинтересовался, из каких источников просочилась информация. Но горшок с ростком винограда сфотографировать позволил и даже пообещал угостить гроздью, если процесс развития лозы пойдёт установленным природой порядком.

Выползки спасаются от потопа

 Для выползков опавший лист служит спасательным плотом.

 Для выползков опавший лист служит спасательным плотом.

Вторую неделю дожди разбойничают в садах. Они выворачивают наизнанку листья виноградной лозы и придают дымоходам сходство с пароходными трубами. Впечатление такое, будто весь городок превратился в мчащуюся невесть куда флотилию миноносцев времён битвы под Моонзундом.

Непогода сократила зримый мир до размера корабельной палубы. За ней - буйство дождей, а здесь, под прикрытием кирпичной стены, брызжущие кипящим маслом сковородки-лужицы, в которых купаются садовые черви. Каждое утро я обхожу двор с веником и совком, чтобы вернуть выползков на капустные грядки. Делаю это из чисто эгоистических соображений. Если дожди не дадут вскопать огород, мою работу выполнят черви, которые денно и нощно прокладывают в плодородном слое почвы вентиляционные штольни.

Однако после очередного шквала выползки вновь оккупируют двор, осваивают низвергнутые виноградные листья и пытаются вскарабкаться на ступени крыльца. Чтобы проверить собственную догадку относительно странного поведения червей, звоню старинному приятелю, известному в рядах учёных-биологов Виктору Сиренко. - Совершенно верно, - подтвердил он. - Черви хотя и предпочитают влажную среду обитания, однако не могут дышать в воде. Поэтому, как только зарядят дожди, они тут же устремляются на поиск незатопленных мест. Подобным образом спасаются на островках во время половодья зайцы и прочая сухопутная живность. Так что ты не переусердствуй, возвращая выползков в огород. Чего доброго, ещё "перетопчут", и тогда тебе уж точно придётся взяться за лопату.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: