Как выжить велосипедисту в Донецке: советы бывалых

Станислав Клепацкий, как и многие донецкие велосипедисты, уверен, что по проезжей части кататься безопаснее, чем по тротуару.

Любителей прокатиться с ветерком  на велосипеде по улицам шахтёрской столицы становится всё больше. Большинство тех, кто спокойно выезжает на проезжую часть, выглядят уверенными в своих силах, но новичков поездки по трассе, как правило, страшат. Как не стать жертвой аварии и получить максимум удовольствия? Об этом "Донбассу" рассказали опытные велосипедисты.

Дороги безопасней тротуаров

Донецк помнит не одно страшное ДТП, жертвами которых становились велосипедисты. В октябре 2010 года известный ювелир Юрий Кочубеев был сбит грузовиком на объездной. Получив тяжелейшие травмы, он едва остался в живых и лишился возможности заниматься любимым делом. Пострадавший до сих пор пытается отсудить моральный ущерб у компании, которой принадлежал грузовик, несмотря на то, что вина водителя доказана. А весной 2013 года возле гостиницы "Рамада" погиб 25-летний велосипедист Константин Масленников. Водитель легковушки налетел на него со скоростью более 100 километров в час и скрылся. У молодого человека остались жена и маленький ребёнок.

- То и дело велоспортсмены попадают в страшные ДТП, но "завязывать" со своим хобби никто всё равно не хочет, - поделился Игорь Ткаченко, велосипедист с опытом вождения более 30 лет. - Могу с уверенностью сказать, что дорога для меня куда безопасней, чем тротуар или велодорожка.

Такого, казалось бы, парадоксального мнения придерживается большинство донецких любителей великов. Они утверждают, что культура наших водителей уже находится на достаточном уровне, чтобы воспринимать человека, крутящего педали, как полноценного участника дорожного движения. Поэтому и пропускают частенько, и проблем особых не создают.

Но велосипедист обязан помнить, что ситуация на дороге меняется с каждой секундой, поэтому "бдить" надо больше, чем сидя за рулём авто.

- Когда едешь по трассе, нужно контролировать абсолютно всё. Начиная с того, что происходит по бокам, заканчивая подъезжающими сзади машинами. Как по мне, в черте города нельзя гнать больше 20 километров в час, - советует Игорь. - Что касается правил дорожного движения, их, безусловно, нужно соблюдать. Особенно "золотое": "дай дорогу дураку".

По словам любителя велосипедных поездок, особую опасность на дороге представляют мотоциклисты и скутеристы. У скутеристов никаких "корочек" вообще нет, а скорость превышать они очень любят. Когда такие "кадры" несутся по дороге, опытные люди советуют остановиться и переждать у обочины, пока экстремалы не превратятся в маленькую точку на горизонте.

Новичкам также следует знать, что на проезжую часть ни в коем случае не следует выезжать, если нет полной уверенности в своих силах. Практика - первостепенное дело. Потренируйтесь сначала во дворе, маневрируя между пешеходами и стоящими авто. Сможете "изучить повадки" и водителей, и пешеходов. Только после этого попробуйте освоить какую-то не слишком оживлённую трассу. Со временем выработается опыт, который и позволит ездить без "мандража".

Велосипедисты говорят, что главное - не паниковать и всегда контролировать ситуацию, специальной жестикуляцией не пренебрегать, неожиданных пируэтов не показывать, словом, быть максимально предсказуемым.

Сложнее всего - объезжать пешеходов

Что касается разрекламированных местной властью велодорожек, которые начали появляться в городе, велосипедисты в один голос говорят, что считают их бесполезной тратой денег, ведь пешеходы совершенно не привыкли к таким нововведениям.

- Я ни за что не стал бы учить свою девушку кататься на велодорожке, - рассказал любитель поездок на двухколёсном транспорте Станислав Клепацкий. - Просто нарисовать велосипед на узком тротуаре, который двадцать лет был пешеходной зоной, - не значит сделать нормальную велодорожку.

- А я прокатился по велодорожке на Артёма в будний день и сделал вывод, что лучше бы все деньги, что потратили на их создание, пустили на обустройство велопарковок, - добавил Ткаченко. - Отреагировать на спокойно шагающих по "моей" полосе маму с ребёнком, старушку или на дефилирующего зигзагами подвыпившего буяна очень сложно. Оттого-то ехать приходится с такой скоростью, что проще спешиться.

Впрочем, многие любители предпочитают катанию по городу "марш-броски" по близлежащим к Донецку трассам.

- Могу посоветовать либо объездную дорогу со стороны микрорайона Широкий, - поделился Клепацкий, - или излюбленное место всех велосипедистов - дорогу вдоль канала Северский Донец - Донбасс. Там хороший асфальт, почти нет ни машин, ни пешеходов. Поэтому приверженцев нашего хобби там огромное количество. К тому же можно насладиться замечательной природой. Ведь велик - не столько транспортное средство, сколько инструмент для получения удовольствия.

Раз в три месяца катайтесь в мастерскую

Рассуждая о том, как можно избежать неприятностей на дорогах, любители велоспорта утверждают, что необходимо быть уверенным в своём транспорте и подобрать хорошую экипировку.

Безусловно, неприятно обнаружить, что прямо посреди спуска у тебя оборвался тормозной тросик. Поэтому каждый выезд должен начинаться с осмотра состояния велосипеда. Ещё желательно показать своего "железного друга" эксперту, особенно если хозяин не слишком опытен в сборке-разборке велосипеда.

Визит в сертифицированные фирменные мастерские необходим хотя бы раз в три месяца. Стоимость осмотра велосипеда с помощью спецсредств не превышает 50-60 гривен.

Не менее важно и правильно экипироваться. Верхняя одежда яркого цвета всегда заставит водителей обратить внимание на ещё одного участника движения. При ночной поездке обязательно нужно прикрепить сзади катафоты или фонарь, чтобы обозначить свои габариты.

Отличительной особенностью дорог нашего региона является специфическая угольная пыль, которая может легко попасть в незащищённые глаза. Без очков выезжать на трассу категорически нельзя. Подойдут любые, но в тёмное время под запретом светозащитные.

Обязательные атрибуты  - шлем и перчатки. К первому, говорят, весьма сложно привыкнуть, но кататься без него - подвергать себя дополнительному риску. Что касается перчаток, то опытные велосипедисты рекомендуют покупать кожаные, поскольку синтетика (особенно дешёвая) неудобна в жаркую погоду.

Кстати, кататься по улице, слушая музыку, можно лишь в одном на-ушнике, ибо важно не только видеть, что происходит вокруг, но и слышать.

Мэр обещает достроить велодорожки

Решение о том, что в Донецке должны быть оборудованы велосипедные дорожки, городские власти приняли в октябре 2012 года после общественных слушаний. Тогда была разработана целая карта будущих маршрутов по всему городу. Пока что воплотились в жизнь лишь два небольших отрезка - на улице Артёма и в парке на набережной, возле городского дворца детского и юношеского творчества.

Городской голова заявил, что в первом квартале этого года деньги на обустройство велодорожек не выделяли, поскольку затраты на создание спецполос для любителей покататься - незащищённая часть бюджета.

- Но мы дорабатываем некоторые из велодорожек и достроим те, которые уже наметили на этот год, - сказал Александр Лукьянченко.


Александр Беспёрстов.
Читайте также: