Фёдор Конюхов покорил Тихий океан

С родителем на посошок.

А на берегу Азовского моря ему уже готовят подарки родственники и друзья

Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов вышел на финишную прямую не имеющего аналогов перехода через Тихий океан. Как сообщалось в предыдущих публикациях, покоритель пяти полюсов планеты (Северный, Южный, Недоступности, пик Эверест, мыс Горн) в декабре прошлого года на вёсельной лодке "Тургояк" покинул Чили и взял курс к берегам Австралии. О том, как проходит завершающий этап перехода, можно судить по кратким записям в вахтенном журнале. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них...

"8 мая. Прошлой ночью пересёк 172-й градус Восточной долготы и оказался в 999 милях от австралийского порта Брисберн. Эту информацию подтвердило Международное общество океанских гребцов.

9 Мая. Поздравляю всех наших ветеранов с Великой Победой, в том числе - моего отца Конюхова Филиппа с  этим, наверное, самым важным праздником в его жизни. Он родился в 1916 году и был призван на фронт с первых дней войны.

10 мая. 44 часа понадобилось, чтобы пройти 171-й градус. Погода сложная, ветер гонит лодку в сторону Новой Каледонии.

Воскресенье. 11 мая. Рассвет ещё не наступил. Океан - сплошное очарование.

13 мая. "Тургояк" в зоне сильных ветров. Прошёл австралийский остров Норфолк, он остался слева по борту. Больше островов по курсу нет, впереди - берег Австралии.

16 мая. До Брисберна - 700 миль. Ветер юго-восточный, порывы до 35 узлов. За сутки прошёл почти 70 миль. В целом лодка хорошо держит удары, не зарывается, но иногда гребни волн обрушиваются в кок-пит, то есть не исключена опасность перевернуться.

18 мая. Океан гонит меня на запад, к Австралии. Ветер за последние двое суток не опускался ниже 25 узлов, порывы - до 35 узлов. В таких условиях грести невозможно и даже бесполезно.

20 мая. До побережья Австралии - 350 миль. С момента старта прошёл 9000 миль (16200 километров). Не хочу загадывать, каким будет финиш, но сегодня могу отметить, что правильно рассчитали протяжённость маршрута.

22 мая. Ночь без происшествий. Ветер менее 10 узлов, за сутки прошёл чуть более 40 миль. Океан спокойный, не помогает, но и не мешает. Дай Бог, чтобы так и было.

24 мая. На закате увидел пять китов. Они прошли на север, внимания на меня не обратили. Я замер и даже вёсла вытащил из воды. В такой ситуации лучше внимание к себе не привлекать..."

Сложно предугадать, сколько ещё записей появится в вахтенном журнале "Тургояка", копию которого вместе с разъяснениями о. Фёдор обещал автору этих строк в эксклюзивном порядке. Две, три или чуть поболее?  Океан настолько непредсказуем, что даже капитаны суперлайнеров каждую радиограмму предваряли фразой: "Срок подхода указывается ориентировочно".

Что уж говорить о вёсельной лодке, которую шутя может разнести в щепки кит ясельного возраста. Следовательно, чтобы выжить в запредельно опасных условиях, у гребца-одиночки должны быть незаурядное мужество и стальной прочности мускулы. Об этом, правда, иными словами, сказал Фёдор во время прощальной трапезы, на которой, помимо близких, присутствовали яхтенный капитан из Мариуполя, кавалер двух орденов "За мужество" Иван Кириченко и автор этих строк.

Во время последнего телефонного разговора Фёдор Филиппович сообщил, что старший сын Оскар уже прибыл в Брисберн, где собралось несколько десятков репортёров со всех континентов планеты. Время приезда в Атманай на берегу Азовского моря, где живут отец, брат, сестра и множество друзей, оговорено не было. Неизвестно, как долго затянется процесс реабилитации организма. Так, даже спустя неделю после морского путешествия на сухогрузе водоизмещением тридцать-сорок тысяч тонн человеку продолжает казаться, что под ногами не земная твердь, а зыбкая палуба. И тем не менее, сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что все мы находимся в шаге от достижения, которое наверняка украсит Книгу рекордов Гиннесса. И рекорд этот будет принадлежать сыну простого рыбака, который в трёхлетнем возрасте на гусином корыте попытался пересечь Азовское море в самом его широком месте.

Чтобы узнать, чем будут потчевать путешественника на его малой родине, звоню старшей сестре о. Фёдора - Нине Филипповне.

- Брат основательно изголодал на сублимированных продуктах и сильно похудел, - ответила она. - Но это дело мы поправим при помощи любимых блюд Фёдора. Сварю вкуснейший борщ, сделаю домашнюю колбаску с  чесноком, поставлю на стол полную миску акациевого мёда. И, конечно же, распечатаем двухсотпятидесятилитровую бочку великолепного вина, которое ждало своего часа. Братец хотя и не поклонник горячительных напитков, но, думаю, ради встречи поднимет бокал.

Сын земли и моря

За свою жизнь я прошёл морскими дорогами не один десяток тысяч морских миль, многократно пересекал экватор, сполна испытал на собственной шкуре свирепый нрав штормов. Поэтому, как никто другой, могу оценить величие подвига, который совершил Фёдор Конюхов. Он ушёл в Тихий океан на пластиковой скорлупе не ради славы и рекордов. Им движет нечто большее, а именно - желание увидеть мир во всём его многообразии. А всем, что увидено и пережито за месяцы одиночного плавания, как обычно, поделится с  остальным человечеством. С нетерпением жду его новых книг, художественных полотен и, конечно же, устных рассказов, которые в изложении Фёдора Филипповича потрясающе интересны и самобытны.

Иван Кириченко, яхтенный капитан.


Юрий Хоба.
Читайте также: