В Мариуполе переселенцы начали жизнь с чистого листа

В Мариуполе переселенцы начали жизнь с чистого листа

Три года войны… Тысячи людей остались без дома, оказались вынуждены искать пристанище в чужих городах, начинать жизнь с чистого листа.

Переселенцы, проживающие в Мариуполе, рассказали корреспонденту «Донбасса», что им помогло вновь ценить настоящее и верить в будущее.

 

Переселенец из Саханки открыл в Мариуполе хостел

 

32-летний Николай Петаев приехал с семьёй в столицу Приазовья из оккупированной Саханки в январе 2015 года.

«Первые месяца три были пустота и отчаяние. Вообще было непонятно, что будет с Мариуполем. Заниматься ли здесь чем-то и как строить свою жизнь дальше? Потом я понял - надо действовать», - так вспоминет Николай то тяжёлое время.

Несколько месяцев прошли в «поисках себя». Ранее мужчина был военнослужащим, работал учителем. В Мариуполе он сделал попытку поменять профессию, обучившись на ветеринара. Определиться с новым занятием помогли друзья и товарищи по несчастью. Николай рискнул попробовать себя на поприще бизнесмена. В полуподвальном помещении, которое ранее принадлежало друзьям, он открыл маленькое кафе. Планировалось, что это будет уютное заведение, в котором посетители смогут выпить чашечку кофе или чая, спокойно поговорить, выйти в Интернет. «Была идея сделать антикафе, квест-комнату, пространство, которое бы объединяло людей, чтобы было место, куда можно было бы придти пообщаться, отдохнуть. Что-то новое, необычное для Мариуполя…», - делится подробностями Николай.

В кафе появились посетители и постепенно оно стало набирать популярность. Но тут  переселенец из Саханки задумал ещё открыть в Мариуполе недорогой хостел. Идея показалась Петаевым настолько заманчивой, что семья сразу же приступила к её воплощению. Взяли в аренду пустующее помещение, с помощью друзей сделали в нём ремонт. Друзья же помогли обзавестись бытовой техникой: подарили либо отдали во временное пользование чайник, телевизор, стиральную машину и прочие нужные в быту вещи. «Мы многим очень благодарны за бескорыстность», - отмечает Петаев. Необходимую мебель Николай и его друзья смастерили своими руками. «Я вообще-то парень из села. Там всё делаешь либо сам, либо сам. В магазинах кровати очень дорогие и сомнительного качества. Мы решили сделать кровати сами», - говорит переселенец.

Несколько месяцев упорного труда - и первая комната, рассчитанная на шесть человек, была готова к приёму постояльцев. И те не преминули вскоре воспользоваться гостеприимством.

Недорогая и комфортная маленькая гостиница в совокупности с уютным кафе привлекают немало клиентов. «Как раз получился общий формат. Людям есть, где остановиться переночевать, и есть где отдохнуть, пообщаться, поделиться впечатлениями», - констатирует Николай.

В основном в хостеле останавливаются путешественники, журналисты, командировочные. В дни, когда столица Приазовья отмечала свой День рождения, в хостеле у Петаева жили участники и лауреаты фестиваля «Червона рута». «Очень интересные люди, весёлые талантливые ребята, с аппаратурой, с музыкой», - с гордостью рассказывает о своих гостях Николай.

Персонала в хостеле нет. Всю работу делают Николай, его жена Елена и семья друзей, с которыми Петаевы объединились в предпринимательской деятельности. Мелкие поручения - вытирает столы, подметает - весело и охотно выполняет шестилетняя дочка Николая Даша. 

Дела у начинающих предпринимателей понемногу идут в гору. Уже практически полностью оборудована и вот-вот откроется ещё одна комната, рассчитанная на четырёх человек.

 

Волонтёром стала ещё в Широкино

 

Ирина Авдан и сегодня с содроганием вспоминает те страшные дни, когда Широкино сотрясалось от взрывов снарядов. «Это было ужасно. Раньше читала о войне в книгах, и никогда даже подумать не могла, что однажды война ворвётся в моё село. В мой дом. От дома-то сейчас уже ничего не осталось», - делится женщина с корреспондентом «Донбасса».

Тогда, захватив лишь самое необходимое, документы, деньги, Ирина и её муж уехали в столицу Приазовья. В Мариуполе жила семья сына, так что город не был для них абсолютно чужим. Однако прежде, чем выехать из охваченного огнём родного села, супруги Авдан вместе с другими односельчанами, у которых был транспорт, помогали организовывать эвакуацию земляков, не имеющих авто. «Многие плакали, не хотели покидать свой дом, приходилось уговаривать. Надо было к каждому человеку найти свой подход, для каждого найти те слова, которые он сможет услышать и понять. А времени было мало, всё вокруг дрожит, взрывается, не знаешь, что случится в следующую минуту», - вспоминает Ирина.

Сейчас женщина уверена: то, что она может принести пользу в качестве волонтёра, поняла именно в те ужасные часы.

В Мариуполе Ирина с первых же дней приступила к волонтёрской деятельности, объединив усилия с местными волонтёрами, социальными службами. «Моё несчастье отступило на задний план, когда я увидела, как много горя вокруг, - говорит она. - Люди бежали от войны буквально раздетые, разутые, часто даже без документов. Слёзы, отчаяние, болезни - несчастных окружала такая грустная аура. Через этот горестный слой часто было трудно пробиться. Я понимала их всех, понимала проблемы, с которыми переселенцам приходилось сталкиваться. Они все искали в Мариуполе защиты, мира, помощи. Многие при этом терялись, не знали, куда и к кому обратиться. Многим негде было жить, не было денег, чтобы заплатить за аренду жилья, чтобы купить необходимую одежду. Мы, волонтёры, помогали таким семьям, как могли. И мариупольцы выручали - кто деньгами, кто вещами, кто юридической или психологической помощью. Бывало, я уходила из дома рано утром и возвращалась поздно вечером такая уставшая и вымотанная, что не было сил даже на то, чтобы чай попить. Падала на кровать с мыслью, что сразу засну, а сон и не шёл. В голове мысли одна на другую наскакивали, всё думала: Как помочь? Где найти лекарства? Как собрать малыша в первый класс?».

В Широкино супруги Авдан занимались семейным бизнесом, держали маленький пансионат для отдыхающих. Но сегодня женщина поняла, что её призвание - волонтёрство. В её планах - пойти работать в Центр социальной службы, чтобы и в дальнейшем делать всё возможное для помощи людям.

 

Дети - лучшее лекарство

 

Татьяна Семыкина приехала в Мариуполь летом 2014 года из Горловки. «Если бы сама, я бы не решилась на переезд, - рассказывает женщина. - Сын приехал из Киева, помог собраться и привёз меня в Мариуполь. Здесь, в посёлке Песчаном, сдавали недорого комнаты родители его друга. К ним меня и поселил, надеясь, что мирный город, море, солнце помогут мне успокоиться, восстановить силы. Уезжала я из дома на две-три недели, думала, что за это время всё кончится - война, обстрелы… Но оказалось, что уехала я надолго, если не навсегда».

Первые месяцы жизни на новом месте для Татьяны были невесёлыми. Город - чужой, незнакомый, ни одного близкого человека нет. Все мысли были о доме, о вишнёвом саде, о соседях и друзьях.

«Привыкала трудно, - говорит женщина. - Глаза то и дело были на мокром месте. Ни лето не радовало, ни море… Одна только радость была - звонки от сына. Да ведь у него работа, семья, дела всякие… Особенно ему некогда было мне названивать и утешать. Ну, а потом я решила идти работать…».

Татьяна устроилась по специальности, в детский сад воспитательницей. Вспоминает, что вначале брать её не хотели, ведь трудовая книжка осталась на прежнем месте работы, в Горловке. Но потом заведующая согласилась принять на работу временно без трудовой, по договору. А трудовую книжку через несколько недель прислали бывшие коллеги из Горловки.

«Начала работать, вначале без души, автоматически, - вспоминает женщина. - Но с детьми невозможно работать, не вкладывая душу. Эти маленькие человечки, такие забавные, такие доверчивые, такие трогательные… У каждого свой характер, своя индивидуальность, свои вкусы, привычки… Каждого малыша в своей группе я полюбила, и они полюбили меня. Постепенно привыкла жить на новом месте, жильё, правда, пришлось поменять, нашла поближе к работе».

Спокойная, коммуникабельная, доброжелательная женщина быстро сошлась с коллегами, с некоторыми сдружилась. Мариуполь со временем полюбила. «Но главное - моя работа, главное - дети, - повторяет женщина. - Немало времени мы уделяем занятиям, и я чувствую огромную радость, когда дети демонстрируют знания, полученные с моей помощью. Мы много читаем, учим наизусть, готовимся к утренникам. Не могу сказать, что работа воспитателя лёгкая, но она интересная, она нужная. Недаром говорят, что дети - цветы жизни. Мир спасут люди с чистой, незамутнённой, бескорыстной душой, с душой ребёнка».

 

Марина ЛИТВИНОВА.


Читайте также: