Как защитить детей от медианасилия в фильмах и играх

Как защитить детей от медианасилия в фильмах и играх

Некоторые психологи и педагоги даже сравнивают современное детство с детством в зоне военных действий. Причем речь идёт не о тех, кто вынужден находиться на территориях, где идут боевые действия...

 

Не то, что раньше

Фильмов без захватывающих, ярких действий, связанных с разрушениями, погонями и жестокими ранениями, нынче практически не бывает. Считается, что их просто никто не будет смотреть. И если мы в своё время тревожились из-за героев, сопереживали им, то сейчас дети, скорее, склонны использовать в играх и в повседневной жизни жестокие сцены из фильмов.

Неудивительно, что родители стараются защитить маленьких членов семьи от того, что они могут увидеть через экран любого электронного носителя. Согласно заявлению американки Аниты Даймонт, автора статьи «Медианасилие и как защитить от него детей», ко времени окончания начальной школы дети успевают увидеть в среднем (!) 100 000 актов насилия. Немыслимая цифра, не правда ли?!

Трансляция эпизодов насилия и жестокости через развлекательные ресурсы несёт в себе информацию о… допустимости насилия. Превращение преступлений в развлечение подразумевает, что жестокость не только существует в нашей жизни и является нормой, но даже может быть связана… с получением удовольствия, с отдыхом и приятными эмоциями. После просмотра телевизионных передач и фильмов ребята становятся агрессивнее - это замечают родители, и это наблюдение подтверждается результатами исследований.

 

«6+», «18+» …

В книгах Джоан Роулинг (и, соответственно, в сериале) злодеи играют не менее важную роль, чем положительные персонажи. В детских фильмах негодяи совершают много разных подлостей, но к финальным титрам обычно бывают наказаны или перевоспитываются.

Наш внутренний воспитатель, скорее, согласен с таким положением дел. «Важно же осознать свои ошибки, чтобы больше так не поступать!» - обычно думают родители, а также авторы детских книг и создатели детских программ. И всё-таки если на книге, диске и афише стоит «16+» и «18+», их не следует покупать для малышей и школьников начальных классов.

Исследования также показывают, что для детей важна не мораль, а время демонстрации тех или иных эпизодов. Чем дольше длится то или иное действие, тем лучше ребёнок его запоминает и воспроизводит. Там, где взрослый видит причинно-следственные связи и поучительные выводы, ребёнок замечает необычные действия, которые интересно повторить, а иной раз и… забавную реакцию на эти действия.

 

Кино - сегодня, завтра - жизнь

Часто сверстники говорят друг другу: «Я с тобой не дружу». Родители тоже используют похожие фразы: «Больше со мной не разговаривай» - или игнорируют своих детей в воспитательных целях. Считается, что такая коммуникация даже полезна, так как с помощью игнорирования или угроз «недружбы» можно помочь детям понять последствия неправильных поступков. Поэтому она часто встречается в детских передачах и фильмах, которые призваны научить детей хорошему. Однако исследования показывают, что дети воспринимают такое отношение как жестокость и реагируют ростом агрессивности в играх.

Дети, особенно маленькие, - «повторюшки». Если они посмотрят передачу или фильм, в котором встретятся игнорирование и манипуляция, то и в игре со сверстниками будет манипулировать друзьями по играм. Хорошо известно, что «группы», в которых одни дети объединяются, чтобы игнорировать сверстников, - частое явление, особенно в школе.

Кстати, детям дошкольного возраста сложно даются социальные отношения. Они не всегда способны уловить связь между проступком (особенно, если он сопровождается положительными эмоциями) и последующим наказанием. Наказание связывается в их сознании с огорчением, с собственным ощущением отверженности. А вот повторить увиденное поведение они уже вполне могут. И применяют его для того, чтобы огорчить своих сверстников.

 

Наша сложная жизнь

Медианасилие нынче - часть нашей жизни, и если уж попробовать на 100% защитить ребёнка от всех развлекательных передач, от фильмов и от компьютерных игр, то придётся неминуемо лишить его и многих положительных воздействий, существующих в современной культуре.

А вот что мы можем сделать, так это помочь детям и подросткам справиться с тем воздействием, которое медианасилие оказывает на них.

 

Три шага «что делать»

 

1. Сформулируйте свое отношение к медианасилию

Если вы запрещаете ребёнку смотреть какой-то конкретный фильм - это часть общей системы запретов и разрешений, принятой в вашей семье. Важно сформулировать принципы, на которых она построена, и понимать, что именно в фильмах вы считаете приемлемым или неприемлемым как для детей, так и для себя, и почему.

Например, если чёрный юмор у вас в семье в ходу, а Хэллоуин - любимый праздник, то было бы странно запрещать сыну-школьнику смотреть «Семейку Адамс». А если вы считаете, что «Том и Джерри» - это слишком жестоко даже в восемь лет, то постарайтесь объяснить, почему считаете этот мультик неподходящим зрелищем.

 

2. Наблюдайте, как меняется поведение ребёнка

Даже если фильм или игра кажутся вам безобидными, для ребёнка они могут быть слишком тяжёлым зрелищем. Вы сможете это понять, если будете внимательны к тому, как он меняется после просмотра тех или иных передач или сериалов. Может меняться его игра или темы рисунков, могут появляться необычные темы для разговоров.

В том, что ребёнок посмотрит фильм не по возрасту, в принципе нет ничего страшного. Гораздо печальнее, если он не найдёт ответов на вопросы, которые у него затем возникнут, или если травмирующие эпизоды будут демонстрироваться снова и снова. Поэтому будьте внимательны к изменениям в поведении детей и к тем вопросам, которые дети задают.

 

3. Помогайте осмыслить увиденное с помощью игр

Для детей игра является одним из способов совладать с действительностью. К сожалению, многие современные игрушки часто диктуют один конкретный способ взаимодействия с ними. Особенно это справедливо для игрушек, сделанных по мотивам известных мультфильмов и фильмов.

Старайтесь вместе с ребёнком продумать сюжет игры, добавлять новые действия с персонажами, искать разные выходы из одной и той же игровой ситуации. Попробуйте смешать персонажей из разных фильмов и книг, добавьте им личностных качеств и суперспособностей, меняйте сюжет и финал известных историй!

Кстати, палки из леса, мячи, верёвки, картонные коробки и ткань позволяют разыграть любую историю. Такие игрушки расширяют возможности игры и позволяют в игровой форме встретиться с насилием и найти разрешение конфликтов.

 


Нина ГОЛОВАНОВА
Читайте также: