Координатор группы «ИС» Дмитрий Тымчук: о себе, о работе, о войне
Есть ли польза от Минских переговоров? Хватит ли нашей армии сил, чтобы противостоять агрессору? Какие перспективы решения «донбасского конфликта»? Своим видением ситуации с «Донбассом» поделился народный депутат Украины, офицер и журналист, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий ТЫМЧУК.
Информпространство Украины было беззащитным
- Дмитрий, расскажите, пожалуйста, давно ли вы занимаетесь военным делом? Как появилась группа «Информационное сопротивление»?
- «Военным делом» я занимаюсь с 1991 года, когда стал курсантом факультета военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Лейтенантом служил в войсках ПВО (не по специальности), затем, с 1998 года, - в Главном управлении командующего Национальной гвардии Украины, после её расформирования в 2000 году перевёлся в Министерство обороны, где дослужился до подполковника и вышел на пенсию в 2011 году.
Группа ИС - это инициатива, работающая в рамках общественной организации «Центр военно-политических исследований», созданной нами, украинскими офицерами, в сентябре 2008 года после агрессии России против Грузии. Сама группа ИС, начав работу 2 марта 2014 года, была первой волонтёрской инициативой, которая начала предоставлять общественности объективную информацию о российской агрессии. Тогда, осознав беззащитность Украины в информационном пространстве перед пропагандой России, которой прикрывалась спецоперация Путина по аннексии Крыма, координаторы группы ИС создали неправительственную разведывательно-информационную сеть, в которую вошли патриотически настроенные жители Крыма, а затем - Донбасса. Задачами группы ИС является сбор и проверка оперативной информации, и оперативное информирование украинского и международного сообщества о событиях сначала в Крыму, а с апреля 2014 года - на Донбассе. Данная сеть эффективно действует и сегодня, при этом немалая доля собранной и проверенной информации о действиях российско-террористических войск не подлежит обнародованию, и передаётся нами спецслужбам Украины.
Патриотизм плюс энтузиазм
- Откуда черпаете оперативную информацию о положении дел в горячих точках?
- Основная информация идёт от сети группы ИС в зоне АТО (свою «крымскую сеть» мы «заморозили» весной 2014 года для обеспечения безопасности наших людей на полуострове, однако сейчас изучаем возможность её активировать вновь). Например, сеть группы ИС в оккупированных районах Донбасса - это патриоты, граждане Украины, в настоящее время проживающие под оккупацией. В 2015-2016 годах большое количество наших людей выехало из «ЛДНР» на контролируемую Украиной территорию, таким образом, масштабы нашей деятельности серьёзно сократились. Однако вместе с тем за это время мы внедрили наших людей в довольно серьёзные структуры оккупационной власти в «ЛДНР», и получаем от них весьма ценную информацию.
Кроме того, мы тесно сотрудничаем с нашими спецслужбами, передавая им полученную информацию и проводя консультации по наиболее резонансным сообщениям и событиям в «ЛДНР».
- Благодаря кому или чему существует ваша группа «Информационное сопротивление»?
- Благодаря патриотизму и энтузиазму. Денег мы на свою деятельность не собираем и зарплаты за неё не получаем. Исключение - наш сайт «Информационное сопротивление» (http://sprotyv.info), где журналисты сайта получают небольшие по киевским меркам зарплаты и есть весьма скромный гонорарный фонд. Частично эти затраты покрывает реклама на сайте, частично помогают знакомые бизнесмены - это на самом деле небольшие суммы.
Также за время нашего существования мы получили три гранта от международных организаций - на создание самого сайта (закупка оргтехники), на проведение проектов в Харьковской области (изучение проблемы переселенцев с Донбасса, этим занималось наше региональное подразделение «ИС-Харьков») и проблемы коррупции в силовых структурах в Одесской области (соответственно, подразделение «ИС-Юг»). Гранты были отработаны «на отлично», в рамках грантов на срок их действия зарплаты получали координаторы проектов. Хотя в целом западные грантодатели нас не шибко жалуют - мы ведь ведём, по их мнению, «риторику войны» (так на Западе называется правда о войне в Украине и стремление Украины обороняться), а в моде сейчас «мирная риторика», «язык примирения» и прочее.
- Какой сегодня месячный бюджет вашей организации?
- До 40 тысяч гривен в месяц. Основные затраты, как я говорил, - на наш сайт.
- Вы сами ведёте свой Facebook или кто-то помогает? И если никто не помогает, то как находите на всё время?
- Веду сам, больше к моей странице в ФБ никто доступа не имеет. Но и сообщения в основном выставляю утром. То есть если заседания в Раде начинаются с 10.00, и многие депутаты могут просыпаться в 8.00, то мне приходится вставать не позже 6.00, чтобы подготовить утреннюю сводку группы ИС, хотя её «набросок» делается с вечера. С другой стороны, и при работе в Раде свободного времени хватает - например, обеденный перерыв там длится два часа, с 14.00 до 16.00, тогда как от здания Рады до моего кабинета в комитете ВР на улице Садовой - три минуты ходьбы. Времени вагон, было бы желание работать.
«Минск» - идея правильная, неправильно - осуществление
- Сама идея минских переговоров - это ошибка или необходимость?
- Смотря, как мы видим пути решения проблемы Донбасса. Если напрочь откидываем идею силового решения, что и демонстрирует официальный Киев, - тогда идея правильная. Неправильно лишь то, кто и как её осуществлял и осуществляет. Я, например, совершенно не понимаю, каким образом к переговорам с нашей стороны причастен Виктор Медведчук - однозначный враг Украины и кум Путина. Какие наши интересы он может там продвигать? А взять Леонида Кучму - человека, который прямо несёт ответственность за развал всей сферы обороны Украины в бытность президентом. Какой из него к чёрту «защитник украинских интересов»?
- Есть ли по вашему мнению альтернатива Минским соглашениям?
- Есть, и не одна - это и силовое решение проблемы, и «замораживание» конфликта. Но раз уж наша исполнительная власть твёрдо встала на дипломатический путь, то и его реализовывать надо с умом. Минск-1 и истекающий из него Минск-2 стали темой для различных толкований этих договорённостей Москвой и Киевом, что и стало камнем преткновения. Это касается последовательности вывода российских войск, взятия границы с РФ под контроль, проведения местных выборов и т.д. Тогда как в подобном документе, кроме чёткой последовательности, должны быть точно установлены сроки исполнения каждого пункта и ответственность сторон за срыв каждого из них. При этом ответственность должны нести такие стороны, как Украина и агрессор в лице России, а не какие-то виртуальные, не имеющие никакого официального статуса и не несущие никакой ответственности «ДНР» и «ЛНР».
- Всё чаще появляется информация, что несмотря на «Минск» обмен пленными фактически зашёл в путик. Это правда?
- С лета 2014 года, после соответствующего обращения к нам украинских спецслужб, мы не даём никакой информации по проблеме пленных. И другим лицам, и организациям-движениям, не имеющим прямого отношения к переговорам по пленным, настоятельно рекомендуем этого не делать. В такой тонкой сфере любое даже безобидное на первый взгляд сообщение (а что у нас только не сообщается в соцсетях в жажде «лайков»!) может серьёзно помешать переговорам. Потому есть люди, которые занимаются этой темой - не надо им мешать, давайте помнить, что на кону здоровье и жизнь наших ребят.
Скрывать правду о потерях не имеет смысла
- Насколько правдивы сводки о потерях, которые озвучиваются для СМИ? Возможен ли фактор уменьшения количества жертв, хотя бы ради сохранения иллюзорного спокойствия?
- Такое явление действительно было ранее, и тогда - в 2014 году, когда АТО казалась делом короткого периода до массового вторжения регулярных российских войск и Иловайской трагедии - оно было оправдано для консолидации общества и создания «победного духа». Сегодня скрывать правду о потерях не имеет смысла. Тем, кто до сих пор думает, что официальная статистика о потерях врёт, стоит задаться вопросом, а зачем и кому это нужно? Если говорить о весьма актуальной проблеме увеличения военного бюджета, то преуменьшение наших потерь даст повод тому же Минфину сказать: а с какой радости нам увеличивать затраты на армию, когда у нас «социалка» в полном провале, а на фронте, если верить официальным сообщениям из АТО, всё спокойно? Если говорить о возможной седьмой волне мобилизации (а она в перспективе всё же не исключена, в зависимости от ситуации на Донбассе), так, наоборот, надо раздувать и преувеличивать потери, иначе возникнет вопрос: раз всё на фронте так хорошо, то зачем проводить мобилизацию? То же самое касается помощи Украине от Запада - какой смысл нам преуменьшать свои потери, при этом рассказывая, как остро нам необходима внешняя помощь для отражения российской агрессии, и как важно в этом контексте сохранять западные санкции против РФ? Да и вообще, создание, как вы выразились, «иллюзорного спокойствия» на фронте лишит нашу высшую исполнительную власть серьёзного аргумента, объясняющего нынешний кризис в стране - идёт война, и это сильно бьёт по экономике. Зачем самой власти это делать? Как по мне, это было бы откровенной тупостью.
- Армия, которая не воюет, начинает деградировать. Можно ли сказать, что в нашей армии идёт деградация? Ведь количество небоевых потерь у нас сегодня больше, чем боевых.
- Небоевые потери есть в любой армии, вне зависимости от того, воюет она или нет. У нас сейчас, наоборот, идёт снижение небоевых потерь, что вызвано прежде всего уходом с фронта мобилизованных. А чего стоило ждать? Под мобилизацию попадали все подряд, и если товарищ двадцать лет подряд, извините, бухал или «подрабатывал» гопником на районе, то кто и с чего взял, что он с мобилизацией вдруг станет образцовым солдатом? Сейчас, с набором контрактников, этот вопрос - наличие высоких деловых и морально-психологических качеств - хоть и не решён полностью, но существенные сдвиги в позитив явно на лицо.
Авантюристы и прихлебатели просачиваются всюду
- Дмитрий, волонтёрская деятельность является помощью военным или не всегда?
- В Украине нет рода деятельности, какой бы она благородной по определению не была, куда бы не просочились разного рода авантюристы и прихлебатели. Увы, волонтёры не исключение. Есть очень много настоящих патриотов, а есть люди, которые на волонтёрстве делают деньги. Здесь никак нельзя всех стричь под одну гребёнку. То, что без волонтёров наша армия в 2014 году осталась бы небоеспособной - это факт. Но и то, что в 2015 году куча «волонтёров» принялась участвовать в распределении госсредств на госзакупках в сфере обороны, далеко не всегда будучи чистоплотными - тоже факт. Даже на нашем информационном фронте таких воротил хватает. Так, в 2014 году некие товарищи украли наше название «Информационное сопротивление» и создали свой сайт «InfoResist», организовав под лже-группу ИС сбор денег с граждан (чего мы никогда не делали и делать не будем). Большого труда стоило «убедить» их не использовать название группы ИС напрямую - они нам рассказывали, что у нас, создателей «Информационного сопротивления», нет авторских прав на это название. К слову, и сегодня многие думают, что InfoResist - наш сайт.
Интервью вела Лиза МИРЗОЕВА.