Тамару Сёмину прославили гулящие женщины

Тамару Сёмину прославили гулящие женщины

В одном из недавних интервью на вопрос: "Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами?" Тамара Сёмина, которой сегодня исполняется 75 лет, ответила: "Наверное, дело в том, что я, не будучи долгое время народной по званию, всегда была просто - любимой. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди признавались, что у них есть отдельные альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном альбоме. Потому что считали меня - своей". Тамара Петровна сыграла более 60 ролей, причём самые "звонкие", памятные - 40-50 лет назад. На некоторое время из-за личной драмы она практически исчезла с экранов, но сумела вернуться. Несмотря на солидный возраст, прекрасно выглядит, подчёркивая, что никакой пластикой не пользуется. "Я старею естественно, - уверяет. - Стареть - это, знаете ли, нормально… А ещё я ни о чём не жалею. Радуюсь каждому новому дню и тому, что никогда не разменивалась - ни в быту, ни в любви, ни в отношениях".

Феллини ею восторгался, а Гайдай - смешно увековечил

Первые роли нашли её ещё во время учёбы во ВГИКе. Да какие! На втором курсе она снялась у Марлена Хуциева в картине "Два Фёдора", где партнёром стал Василий Шукшин. А потом попала к Михаилу Швейцеру, экранизировавшему "Воскресение" Льва Толстого.

"На роль Кати Масловой пробовались все актрисы советского кино, в том числе Зинаида Кириенко, уже сыгравшая Наталью в "Тихом Доне", Татьяна Самойлова, ставшая мировой кинозвездой после фильма "Летят журавли". Михаил Абрамович меня в упор не видел, - вспоминает Сёмина. - Зато разглядела его жена - Софья Милькина. Я тогда училась на четвёртом курсе, который Софья Абрамовна обожала. Она увидела меня, когда я играла сваху в "Женитьбе" Гоголя, невероятно смешную, всю в подушках… Наряжали меня на пробы всем общежитием, высоченные каблуки, всю утянули… Михаил Абрамович был в ужасе: "Сонь, ты кого ко мне привела?! Катерина же полная, даже одутловатая женщина… Девочка, ты не злись, а иди книжку читай!"…. А Милькина за мной выскочила: "Детка, не беспокойся, мы всё уладим... Ты только пока на глаза ему не попадайся…".

Тамару, которая весила всего 43 кг, стали срочно откармливать. Всем общежитием. Потом хорошенько загримировали и опять повели на пробы, которые она с успехом прошла.

Во время съёмок юной актрисе пришлось несладко. Мало того, что ей, ненавидящей папиросы, нужно было курить ("В сцене, когда Катюша, вернувшись с суда, прикуривает от лампы, у меня пальцы будто судорогой свело!" - вспоминает Сёмина), так более возрастные коллеги слабого пола ещё и приписали ей роман с режиссёром. И когда его супруга стала в очередной раз успокаивать взвившуюся на что-то Тому, та и выдала: "Что вы заладили - "деточка, деточка"?! Я живу с Михаилом Абрамовичем, все об этом знают, и только вы не знаете, всё за деточку держите". Милькина так смеялась... А языкатые завистницы после этого перестали распускать сплетни.

В первый же день на Сёмину нагадил голубь. Она ужасно расстроилась, а съёмочная группа чуть в ладоши не хлопала. Оказалось, эта примета обозначает, что картину в будущем ждёт успех. Так и случилось: лента триумфально шла за рубежом, за роль в "Воскресении" Тамару в 1961 году назвали лучшей актрисой читатели журнала "Советский экран", её отметило жюри кинофестиваля в Мар-дель-Плата в Аргентине, а также вручили приз ФИПРЕССИ на XV Международном кинофестивале в Локарно в 62-м.

А ведь она получала за роль, ставшую дипломной работой, копейки. "Ставка была 13 рублей в день, кажется. Деньги, которых даже по тем временам не хватало на еду, - уверяет знаменитость. - Я за границу с фильмом ехала, и в пошивочном цехе "Мосфильма", где меня очень любили, шили мне туалеты в кредит. "Заплатишь, - говорили, - когда деньги будут". Я возвращала, а они: "Томочка, ну что ты, это был тебе подарок... Впрочем, это всё мелочи. Главное, что моя работа самому Федерико Феллини (легендарный итальянский режиссёр, обладатель пяти премий "Оскар" и "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля - Прим. А.П.) понравилась. Он подарил мне пластинку-гигант с музыкой к своему кинофильму "Сладкая жизнь". А великая итальянская актриса Джульетта Мазина призналась, что мечтала о Катюше Масловой, но после моей роли поняла: лучше уже не сыграет".

Смешная история произошла у неё с мастером комедии Леонидом Гайдаем. "Иду как-то по киностудии, а навстречу - Гайдай: "Тамарочка, у меня для вас сюрприз. Я решил вас увековечить". "Всё, - думаю, - сбылась моя мечта! Наконец, сыграю комедийную роль". И прям полетела от счастья, дура такая. И вот через какое-то время - звонок: "Тамара, будешь смотреть картину, всё поймёшь". "Что хотите со мной делайте, не виноватая я", - говорила Катюша Маслова на суде. А у Гайдая в "Бриллиантовой руке" героиня Светличной кричит: "Не виноватая я, он сам пришёл!". Вот так Гайдай меня и "увековечил", - смеётся Сёмина.

Эхо "Вечного зова"

"После "Воскресения" мне стали предлагать исключительно роли падших женщин! - вспоминает Сёмина. - Я ужасно испугалась, что на мне поставили "штамп". Стала просить другую роль. Венгеров взял меня в "Порожний рейс". Однако в первый же съёмочный день я схлопотала: "Ты же комсомолка леспромхоза! Как ты смотришь на мужчин?" Пришлось перестраиваться… Но роль зрителю не запомнилась. А вот сыграла я в "Вечном зове" (19-серийный фильм о семье Савельевых, снятый в 1973-1983 гг. по мотивам романа Анатолия Иванова - Прим. А.П.) Анфису, шалаву, и люди её полюбили, потому что она - живая, настоящая".
Сериал снимали в башкирской деревне, где грязи было выше колен, машину к месту съёмок тракторами таскали, а актёров полностью отождествляли с их персонажами. "По отношению к моей героине жители разделились - одни кричали: "Ох и молодец, Анфиска!", другие готовы были её пристрелить - за то, что к Фёдору бегает, - делится Сёмина, героиня которой первые двадцать лет жизни с мужем изменяла ему, а когда он вернулся с войны без ног - стала его сиделкой (почти как для своего настоящего супруга годы спустя). - Люди не понимали, почему "Кирьян, дурак, ей морду набить не может"! Кричали Андрею Мартынову (он Кирьяна играл): "Ты что ж, не мужик, что ли?!". А когда снимали сцену, в которой Кирьян с войны возвращается, массовка рыдала. Четыре дня работали над этой сценой, и я практически не ела... Где бы меня потом фронтовики ни встречали, слёз сдержать не могли: "Откуда же ты, девчонка, знаешь, как встречали эшелоны с войны? Ты-то дождалась, а бабы ведь от горя спивались..."

Эту роль Сёмина называет самой любимой. "После выхода картины мне мешками приходили письма… И несмотря на нехватку времени, я старалась прочитать каждое, на многие отвечала, - подчёркивает она. - Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский называли меня Жемчужинкой. С тех пор это прозвище так за мною и закрепилось. А из Сибири даже в голодные 90-е шли посылки со всякой вкуснятинкой - как из мест, где снимали сериал, так и просто от благодарных зрителей".

Съёмки-праздник и съёмки-кошмар

Как сплошной праздник вспоминает Тамара Петровна съёмки в "Крепостной актрисе". Снег, дворец, танцы, тройки - красотища! За героиню Сёминой пела знаменитая Тамара Милашкина.

Совсем другие ощущения у неё от ленты "Матерь человеческая". Фильм Леонида Головни снимался в станице Вешенской с сентября по февраль. И всё это время актриса выходила в кадр в одном ситцевом платьице, потому как по сценарию было тепло. Она ходила босиком по стылой земле, купалась в холодной воде. "Я чудом выдержала всё это, - признаётся Сёмина. - Съёмочная группа - в валенках, полушубках, шапках-ушанках, а я - голяком посреди Дона. Режиссёр мне: "Улыбнись, Томочка, улыбнись!". А я кричу: "Снимай, скорее, снимай, я сейчас камнем рухну!".

После тех стрессов она лишилась возможности иметь детей... Увы, но роль не оценили. Хотели дать Ленинскую премию, да зажали... Посчитали, что молоденькая ещё Сёмина. Не доросла, мол. А ей тогда было уже 37.

В 1983-м она блеснула комедийно-гротесковой ролью воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны в фильме "Одиноким предоставляется общежитие". "Мне всегда очень хотелось сыграть комедийную роль, но до этого как-то не доводилось, - делится Сёмина. - До сих пор не оставляет мечта сыграть озорную женщину-хулиганку. Недавно мне такую роль предложили, но - в 60-серийном сериале. Я уже просто физически этого не потяну"

Впрочем, в не столь развёрнутых сериалах она снимается. Мелькала в "Участке", "Джек-поте для Золушки", "Батюшке", "Охотниках за бриллиантами". В этом году участвовала в создании четырёхсерийной картины "Линия Марты".

"Главных ролей пока нет - мелочёвка всякая. Как говорят мне режиссёры: Тамарочка, украсьте, пожалуйста, наш сериал! Я на эту фразу и покупаюсь, - улыбается юбилярша. - Мне тяжело сидеть дома. К тому же очень дорожу своей дружбой с молодыми коллегами. Они ко мне обращаются за советом, но не как к какой-нибудь матроне, а как к подружке. Мне такой подход нравится. Только ради этого стоит работать в современном кино".

Три интересных факта о звезде

  1. Отец Тамары, командир танкового взвода Пётр Бохонов, погиб на фронте. После войны мать вновь вышла замуж за другого Петра - Сёмина. Он был прекрасным человеком, усыновил двоих её детей, стал им настоящим другом. В благодарность за это будущая кинозвезда взяла именно его фамилию. Под ней и прославилась.
  2. Прежде чем стать актрисой, Сёмина поступила в Калужский пединститут. Но потом забрала документы, уехав штурмовать Москву. Троллейбус привез её, совершенно не знавшую города, прямо ко ВГИКу. "Никакого волнения, наив полнейший!" - вспоминала актриса то, как прошла экзамены.
  3. Тамару Петровну окружали знаменитые поклонники: Баталов, Жжёнов, Матвеев. А она как в 1957-м вышла замуж за однокурсника по ВГИКу, мастера дубляжа Владимира Прокофьева, так и прожила с ним без малого полвека - до самой его смерти в 2005-м. Когда его парализовало после инсульта, сделалась сиделкой, отказавшись от многих ролей. И выхаживала любимого почти 17 лет.

Андрей Питонов.
Читайте также: