Как уменьшить аварийность на дорогах

Практический психолог РДЦ Татьяна Петракова проводит психодиагностику водителя.

Проблема снижения количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма, инвалидности, а часто и смертельных случаев существует даже в самых, на наш взгляд, благополучных европейских странах. Медицинское видение выхода из сложившейся ситуации "Донбассу" предлагает профессор, заслуженный врач Украины, директор Научно-практического медицинского реабилитационно-диагностического центра Минздрава Олег Панченко.

Решить незамедлительно...

По статистике, более 50% всего пассажиропотока в Украине приходится на автомобильный транспорт. Ежедневно десятки тысяч людей передвигаются на автомобилях и автобусах. Поэтому крайне важно, чтобы эта дорожная система работала без сбоев. Но не выходит. И в последнее время как-то совсем не выходит. Пример тому - страшные трагедии, в результате которых гибнут и калечатся люди.

В организации дорожного движения есть три важные составляющие: "умная дорога" (когда всё информационное обеспечение помогает водителю в дороге); само транспортное средство (ведущие европейские производители авто уже оснащают свои машины интеллектуальными системами) и третья - самая важная составляющая - это готовность водителя принять правильное решение в той или иной дорожной ситуации.

- И вот здесь больше всего проблем, - говорит профессор Олег Панченко. - Уже не первый год в Украине остро стоит вопрос о надёжности водителя, оценке его деятельности, разработке таких подходов, которые на практике снизят аварийность и уберегут сотни, а то и тысячи людских жизней. Наш центр вплотную занимается этой проблемой третий год. Мы проводим научно-исследовательскую работу по разработке психодиагностического комплекса психофизиологической надёжности профессиональной деятельности водителей. В первую очередь, водителей пассажирского транспорта. Проблема набора и приёма на работу этой категории актуальна, ведь именно водители часто становятся участниками, а нередко и виновниками ДТП. Этот вопрос неоднократно поднимается на государственном уровне и требует срочных решений.

Водителей возмущает беспредел

По-своему воспринимают надёжность водителя сами водители. Один мой знакомый, который работает на городском пассажирском автобусе 15 лет, рассказал просто об ужасающих фактах. Оказывается, между прохождением медицинского контроля утром и тем, как сесть за руль, у водителя есть некоторое время. Он проходит минимальный медосмотр, дышит в электронный индивидуальный алкотестер и получает штамп. Но по дороге может ещё забежать в гараж, где (у кого-то точно будет бутылка!) слесарь, механик, а то и его коллега-водитель предложат выпить. От "халявных 100 граммов", как правило, не отказываются (ведь это всего 100 граммов! - думает тот, кто соглашается выпить) - и за руль. Хорошо, если смена прошла без происшествий. А сколько сотрудники ГАИ фиксируют выпивших за рулём автобуса водителей. А сколько они перевозят пассажиров, подвергая и свою, и их жизни опасности!

Альберт Винницкий за рулём 30 лет, половину этого стажа возит пассажиров. Говоря о надёжности водителя, признаёт: системы отбора тех, кто работает с пассажирами, просто нет. Не секрет, что перевозчиком сегодня может устроиться даже молодой человек. Но больше всего его возмущает "беспредел" на дороге.

- Явное неуважение и незнание элементарных правил, - возмущается Альберт Владимирович. - Таксисты высаживают пассажиров, где им вздумается. Многие автовладельцы бросают свои машины прямо на дороге, где в крайней правой полосе движется городской пассажирский транспорт. Мало того, что ямы стараешься объехать, а тут ещё и ряд автомобилей, припаркованных не по правилам. А вы мне говорите о какой-то психологической диагностике водителей. Тут вокруг сплошной стресс! Где ГАИ и служба организации дорожного движения?  Где необходимые знаки?  Указатели на дороге?  Я уже не говорю о качестве самого дорожного покрытия!

Мотоциклистов не видно

Участниками целого ряда ДТП, особенно в тёплое время года, становятся водители мотоциклов, мопедов и велосипедисты. Почему так происходит, "Донбасс" спросил у опытного офтальмолога Юрия Бандуры.

- По дороге движется масса объектов различного размера - автобусы, автомобили, пешеходы, мотоциклисты и велосипедисты, - констатирует Юрий Александрович. - Наш глаз так устроен, что мы видим вначале большие объекты и лишь позже, присмотревшись, различаем те, что помельче. Согласитесь, автобус человек увидит быстрее, чем мотоцикл. Поэтому велика опасность наезда на мотоциклиста, велосипедиста. Но мне кажется,  большая проблема в плохой освещённости дорог в вечернее время и в элементарном неуважении к другим участникам дорожного движения. Ведь человек на велосипеде или мопеде  выполняет такие же манёвры, как и водитель джипа. Но последние, зачастую, игнорируют это. Здесь нам всем нужно проявлять больше уважения друг к другу.

Систему надо менять

Недавно по итогам научно-практической конференции в РДЦ вышел сборник, где собравшиеся единомышленники - в первую очередь представители медицины различных учреждений - озвучили свои предложения: что нужно сделать, чтобы на дорогах Украины было безопаснее. Профессор Панченко комментирует наработки своих сотрудников.

Профессор Олег Панченко:

Профессор Олег Панченко: "Проблема аварийности давно стала одной из важных проблем государственной безопасности. Больше медлить нельзя".

- На базе РДЦ мы обследовали водителей, чтобы иметь практическую базу и опираться на конкретные результаты. В обследовании приняли участие водители-мужчины маршрутных автобусов и сотрудники службы МЧС, их средний возраст составил 38 лет, водительский стаж - 18 лет, то есть с молодости они за рулём. Все они не имели медицинских противопоказаний к выполнению обязанностей и были допущены к труду. Результат психодиагностики нас откровенно расстроил - большая часть обследуемых имела нарушения эмоциональной сферы, познавательных процессов. Это всё говорит о том, что в корне надо пересматривать критерии допуска водителей на рейс. Нынешняя методика измерения температуры, артериального давления и проверка на алкоголь (часто фиктивная, что скрывать!) давно изжила себя.

Олег Анатольевич является региональным представителем в Донецкой области ГП "Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий". Профессор верит, что в ближайшей перспективе - открытие в Украине специализированных центров, где будет проходить обучение средний медперсонал, который ежедневно отвечает за выпуск водителей на рейс. Но для этого нужен ещё современный аппаратно-программный комплекс. Техническое задание для его разработки РДЦ уже отправил в Министерство охраны здоровья Украины. Требуется создать единый Реестр всех водителей, который будет обновляться в он-лайн режиме. Доступ к нему будут иметь медики и сотрудники ГАИ, чтобы, остановив водителя на дороге, видели в этой базе, кто и когда дал ему добро выехать на маршрут.

О том, что это нужно, Олег Панченко говорит на всех уровнях, в том числе и на законодательном, в Верховной Раде, надеясь, что дело сдвинется, и результат будет.


Наталья Поколенко.
Читайте также: