Волонтёры Донбасса спасают животных от жути войны

Волонтёры Донбасса спасают животных от жути войны

Его принесли на одеяле, сам ходить пёс не мог. Преданный и одинокий, он несколько недель жил под обстрелами. Был контужен, потерял слух, с трудом ходил, повреждена задняя лапа. Мариупольский волонтёр Александр Магдалица увидел его на одном из блок-постов. Собака лежала там и умирала. Военные, потеряв надежду на то, что пёс поднимется, собирались его пристрелить. Саша выменял несчастного на продукты и погрузил в свою машину. Так в мариупольском приюте «Чип и Дейл» появился первый постоялец - чёрная овчарка Лаки.

 

Боятся грозы и плачут как дети

Сегодня Лаки - весёлый, игривый и очень добродушный пёс. Он обожает свою новую семью  - волонтёров, работающих в приюте, помогает и поддерживает вновь прибывших четвероногих постояльцев, охраняет двор и дом. «Лаки - наш талисман. Для нас это особенный пёс и он таким останется навсегда. Мы его никому не отдадим», - пояснила корреспонденту «Донбасса» куратор передержки Ольга Сулеина.

 

Лаки – самый первый постоялец и талисман приюта.

 

Но эта огромная овчарка дрожит, как крохотный щенок, когда начинается гроза, и раздаются раскаты грома. Такие минуты напоминают собаке о страшных днях, пережитых ею в одиночестве и страхе.

Есть общее у всех собак, привезённых из зоны боевых действий. Они  испуганы, вздрагивают от громких звуков, больные, истощённые, некоторые - с ранениями.

Добрые руки волонтёров спасли маленькую Сару, чья мама погибла при обстреле Сартаны. Малышку отогрели, откормили, научили вновь радоваться жизни. Сейчас Сарочка пристроена к любящим хозяевам.

В приюте побывала небольшая собачка Тина, брошенная своими хозяевами на произвол судьбы в Макеевке. Лаской, теплом, любовью волонтёры спасли животное, залечив самые глубокие - душевные - раны.

«Последнее поступление» в приюте - пять собак, которые Саша Магдалица вывез из Широкино в своей машине.

Овчарка Лиза - истощённая, уставшая, с умными кроткими глазами. Ребята выхаживали девочку, кормили, подсовывая самые лакмые кусочки. Лизонька уже пошла на поправку, с удовольствием ходит на прогулку с Лаки и волонтёром Пашей. Собака буквально светится от того, что она вновь нужна, что с ней гуляют, с ней играют, её гладят.

На заднем сидении Сашиной машины ехали дрожащие «двойняшки» Укроп и Петрушка. Братик и сестричка испуганно жались друг к другу, в вольер их заносили на руках. На груди и передней лапке Петрушки след от ранения - по касательной задело осколком взорвавшегося в Широкино снаряда. Двойняшки освоились через несколько часов, попили водички, попробовали угощение, виляя хвостами, встретили волонтёров, зашедших их проведать. Рана у Петрушки уже зажила, но след остался. Братик и сестричка вполне оправились, весёлые, игривые. Им довольно долго не могли найти хозяев, так как разлучить двойняшек просто немыслимо. И всё же их «пристроили». Семья пенсионеров из Старого Крыма выразила горячее желание взять обоих питомцев. Сейчас на двойняшек оформляются паспорта, куда будут проставлены отметки о прививках, и пёсики поедут в новую семью.

 

Укроп и Петрушка уже с паспортами.

 

В коробке, прижавшись друг к другу, ехали в Сашиной машине два щеночка - Ниточка и её сестричка. Малышки были очень напуганы, не могли кушать и пить. Малютку Ниточку пришлось вначале кормить с рук. Покушав и попив молочка, щеночки уснули. А на следующий день стали бегать по новому месту жительства, с интересом его изучая. Ниточка ни на шаг не отходила от своей более крупной сестрички. И когда сестричку забрали, Ниточка затосковала. «Сидит и плачет, как ребёнок, всхлипывает, стонет, - рассказывает Ольга. - Я её взяла на руки и принесла в офис. Теперь кроха здесь, с нами». Любовь и ласка вернули пёсику бодрость: Ниточка освоилась, осмелела, возится с игрушками и хвостиком (ниточкой) бегает за волонтёрами. Впрочем, громких звуков и чужих людей малышка побаивается и на всякий случай прячется за Ольгу.

Питбуль Рыжуля - единственная мариупольчанка в приюте. Неравнодушные люди забрали собаку у «добрых» хозяев. Условия, в которых жила бедняжка, были ужасные. Рыжуля еле держится на лапах, имеет вид измождённейший, по всему телу следы побоев. «Она у нас пятый день. Усиленно её кормим: четыре раза в день кормёжка с добавлением глюкозы, - рассказывают волонтёры. - Она начала ходить, немного бегает! Рыжуля в первый раз вчера гавкала, мы ей хлопали. Когда привезли, она даже не произносила звуков».

 

Рыжуля уже начала ходить.

 


Единожды предавшие…

Когда ветеринар в первый раз осмотрел привезённого Лаки, он заявил, что несчастный пёс умирал не столько от истощения и контузии, сколько от тоски. Преданная хозяевам собака, охранявшая свой дом, была брошена на произвол судьбы. Лекарства, витамины, корм, уход - всё это помогло овчарке поправиться и окрепнуть. Но гораздо труднее было вернуть желание жить. «То, что вы сейчас видите, это - результат нашей двухмесячной работы, обнимашек-целовашек. Он долго не мог оттаять душой», - делится куратор передержки.

После того, как в Интернете были выложены фото вернувшегося к жизни Лаки, и их увидели тысячи людей, в приюте появились… бывшие хозяева овчарки, пожелавшие забрать его обратно. «Мы им пса уже не отдали. Даже не разрешили увидеть его, - говорит Ольга. - Я сказала: вы предали его, бросили. Предали раз, сможете предать ещё. Вы потеряли право называть эту собаку своей».

Там, где идут бои, где не смолкают обстрелы, где стоят пустые, разрушенные дома, мечутся сотни брошенных животных. Голодных, оглушённых страхом, раненых. Сейчас уже не понять, кто из них был бездомный с самого рождения, а кто - был брошен хозяевами.

Год назад, когда начались первые обстрелы, во дворе дома, где теперь находится приют, располагался пункт помощи переселенцам. «Было очень много людей, которые привезли с собой домашних питомцев - кошек, собак, - вспоминают волонтёры. - Одна семья прибыла из Горловки, выехали из-под обстрелов вместе со своей овчаркой. Ничего больше не взяли, только собаку. Посадили её на мотоцикл, надели шлем и приехали.

Предательство и верность не зависят от породы. Кто-то оставляет погибать породистых собак и кошек. Кто-то - из-под огня вывозит обыкновенных дворняжек.

Вопрос о том, почему люди бросают питомцев, волонтёры уже не задают. Раньше спрашивали и получали, как под копирку, одинаковые ответы. «Не было места в машине...», «Спасали детей, не до собаки было…», «Думали, что скоро вернёмся…». Убегали от войны, поспешно покидая дом, хорошо ещё, если отвязывали собаку, перед тем как покинуть. Некоторые оставляли на цепи, чтобы сторожила хозяйское добро до самой смерти.

Никто не может запретить однажды предавшим вновь завести питомца и вновь его предать. Но своих животных волонтёры стараются обезопасить от повторения их прежней страшной судьбы. «Нашим собакам дают имена новые хозяева. Для того, чтобы иметь право называть пса, за него нужно нести ответственность! А когда мы подбираем раненого, выхаживаем, пристраиваем всю ответственность берём на себя. И право выбора имени тоже. Бывший хозяин теряет все права, бросив друга. Животные у нас отдаются только под расписку, - поясняют ребята. - Мы не отдаём первому же желающему, кто пришёл за собакой. Присматриваемся к человеку, выбираем из всех желающих взять питомца, самого надёжного. Скоро будут готовы наши документы, у нас будет печать. Тогда наш юрист будет составлять договор с новыми хозяевами, чтобы какая-то из наших собак не оказалась однажды вновь на улице. Ещё одного предательства они не переживут....»

  

О помощи и благодарности

Идея создания приюта для животных из зоны АТО давно витала в воздухе. Когда волонтёры от слов перешли к делу, они нашли поддержку у неравнодушных земляков.

«Мы пришли к мысли, что собакам надо помогать. Нас поддержали. В первую очередь морально. Ребята из Гражданской дружины помогли сделать вольеры, побелить, почистить. Сейчас помогают люди кто, чем может: кто-то пришлёт деньги, кто-то принесёт лекарства, кто-то - корм. Покупают и приносят кости. Мы благодарны всем за любую помощь. К счастью, в нашем городе немало добродушных людей, - рассказывает Ольга Сулеина. - Собака, в отличие от человека, сама не придёт и не попросит, не будет устраивать истерик, что-то требовать. В конце дня, когда присядешь уставший, заберётся на руки Ниточка или подойдёт Лаки, положит голову на колени. И ты понимаешь: вот это существо тебе благодарное. Причём это показушная благодарность, а благодарность, идущая от всего сердца…».

 

Зеркало души

Из далёкой античности дошла до нас поговорка, гласящая, что человек узнаётся по его отношению к рабам и скотам (к бесправным и беззащитным). В Спарте одним из наиболее тяжких преступлений считалось мучительство и убийство без необходимости животного. Отношение к животным - зеркало человеческой души, пробный камень ценности человеческой личности. Ведь к подобному себе человек относится часто так, как ему выгодно, а к животному всегда так, каков он в действительности.

Человеку надо научиться у собаки умению любить, дружить и верности. Прежде чем ввести в свой дом четвероногого питомца, следует вспомнить, что предательство невозможно оправдать ничем - и тем более войной. Сегодня становится видно истинное лицо каждого. Если бы собаки умели говорить, вряд ли бросившие их хозяева услышали бы от них фразу, давно ставшую сакраментальной: «Я бы пошёл с тобой в разведку…».


Марина ЛИТВИНОВА