В отпуск - на авто, или Почему за рулем можно проводить лишь два часа в день

Директор медцентра Евгений Шульдешов убежден: если правильно сидеть за рулем и разгружать спину через каждые два часа поездки, болячки вас не догонят!

Даже в городе автомобилистам трудно соблюдать это правило, а уж если едешь, скажем, в Крым на своем авто, тем более. Однако долгие часы за рулем могут стать причиной проблем с позвоночником, предупреждает директор донецкого НМЦ «Долголетие» и сам автолюбитель Евгений Шульдешов.

Не будь «бананом»!

- Больше всего вредит так называемая «поза банана», - объясняет Евгений Яковлевич. - Это когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям. В таком положении давление на межпозвоночные диски максимальное. При тряске же на дороге оно еще и усиливается. Сиденье должно быть удобным и желательно жестким. Не следует отодвигаться далеко от педалей. Нужно обязательно отрегулировать положение подголовника.

Кстати, когда человек сидит, спина устает даже больше, чем когда он стоит или идет. Физиологически неправильная поза, в которой вынужден находиться водитель, вызывает нарушение кровоснабжения мышц ног, воротниковой зоны, застой крови в малом тазу. Вот почему обладатели автомобиля часто страдают радикулитом, остеохондрозом, простатитом. Нередко наблюдается повышение артериального давления и нарушение мозгового кровообращения, что увеличивает риск инфаркта и инсульта.

- Из-за шейного остеохондроза, - поясняет специалист, - может регулярно мучить головная боль, звон в ушах, потемнение в глазах или другие расстройства зрения, боль в плечах и кистях рук. При пояснично-крестцовом остеохондрозе боль, как правило, возникает внезапно. Нагнулся человек, а выпрямиться не может. Ни сесть, ни встать, как говорится. Ничем не лучше и постоянная ноющая боль - люмбалгия. В дальней дороге эти неприятные сюрпризы уж точно ни к чему!

Но хуже всего - это нестабильность позвонков. При серьезных формах остеохондроза межпозвоночные диски уже не фиксируют позвонки, и те сдвигаются. Иногда положение настолько серьезное, что доходит до операции.

Спина болит, а ехать надо

Бывалые автомобилисты и особенно дальнобойщики знают, что в дороге очень выручает корсет - широкий пояс из эластичного плотного материала с усиливающими вставками в области поясницы - а также космодиск, который при движении массирует спину. И, конечно, эффективны и полезны регулярные профилактические массажи два-три раза в год! Они помогают снимать излишнее напряжение мышц и служат профилактикой остеохондроза и других проблем позвоночника.

Конечно, когда спина болит, лучше «отсидеться» не за рулем автомобиля. А уж если не ехать никак нельзя, воспользуйтесь советами специалиста, как правильно залезать в машину, чтобы не травмировать лишний раз позвоночник.

- Стоя у автомобиля, повернитесь спиной к сиденью. Напрягите мышцы живота и ягодиц и медленно присаживайтесь, сгибая колени. «Зафиксируйтесь» удобно и надежно на сиденье. Лишь потом медленно поворачивайте корпус и поочередно подтягивайте в салон ноги. Выходя из машины, действуйте в обратном порядке.

Крым никуда не убежит, как и другие места, куда вы отправляетесь на отдых. Поэтому, чтобы не загонять спину, специалист предлагает соблюдать одно, но важное правило: делать перерыв через каждые два часа езды. Простая истина: если вы за рулем более трех часов в день, то форма вашего позвоночника принимает форму сиденья - верный путь к сколиозу!

- Выйдите из машины, - советует доктор, - походите, подвигайте руками, плечами, попрыгайте, если вам это не трудно. Но лучше всего, конечно, сделать несколько простых упражнений!

Разрядимся на обочине

1. Расставьте ноги на ширину плеч, уприте в поясницу кулаки, слегка согните колени и чуть прогнитесь назад. Прогибаясь, надо напрячься так, чтобы ощутить мышечную вибрацию в пояснице, брюшных мышцах и под коленями. Замрите в таком положении и задержите дыхание на вдохе на 10-15 секунд.

2. Пятки вместе, руки на пояснице. Легко поворачивайте шею кругообразно, вправо и влево.

3. Лежа на спине (хорошо бы возить с собой коврик), согните ноги в коленях, обхватите их руками и перекатывайтесь, будто детская качалка. Это упражнение хорошо вправляет позвонки грудного и пояснично-крест-цового отдела.

Удар «хлыста»: берегите шею!

- Насколько я знаю, - рассказывает специалист, - удар в автомобиль от следующего за ним - самый распространенный вид ДТП. При резком толчке сзади шейный отдел позвоночника получает серьезную травму из-за резкого запрокидывания головы. Она получила название хлыстовой - словно это конец хлыста стегнул. Такая травма нередка и при боковом ударе.

Голова человека многократно утяжелена инерцией, происходит смещение шейных позвонков. Прежде всего, в этой ситуации страдает вестибулярный аппарат. Появляются головные боли, тошнота, нарушается пространственная ориентация.

- Но бывает и так, - замечает доктор Шульдешов, - что человек вообще не чувствует каких-либо неприятных симптомов, потому что находится в шоке, и ощущения все скомканы. Возможно, шея слегка ноет, на что многие не обращают внимания, мол, «само пройдет». Поэтому, плохо вам или хорошо, советую в любом случае ехать в травмпункт или посетить врача-вертебролога.

Для профилактики подобной неприятности автомобильное сиденье снабжено подголовником. Однако нужно его правильно отрегулировать! Верхний срез подголовника должен находиться на уровне макушки.

Если вы стали свидетелем ДТП, не следует пытаться достать пострадавшего из поврежденной машины, если он жалуется на боль в шее, а в аптечке нет воротника Шанса, чтобы ее зафиксировать. Голову нельзя поворачивать ни в коем случае - это очень опасно! Можно укрыть пострадавшего, успокоить, дать обезболивающее - хоть анальгин, кетанов, кетанал.

- Традиционное напутствие водителей - «ни гвоздя, ни жезла», - улыбается доктор. - Но главное, конечно, не попадать в аварию. Будьте здоровы!

Хорошо сидим

Как же правильно должен сидеть водитель? Колени согнуты так, что при нажатии сцепления левая нога разгибается не полностью, остается небольшой запас, и вам не приходится тянуться корпусом. Колени должны быть согнуты таким образом, чтобы они были чуть выше уровня бедер. Руки на руле - чуть-чуть согнуты в локтях. При наличии поясничной регулировки настраивайте её под себя так, чтобы не было провала в области спины. Если такой регулировки нет, можно подложить подушечку. Обзор в зеркалах должен быть таким, чтобы не приходилось наклонять туловище. Проверьте себя: между нижним ободом руля и животом должен впритык проходить кулак. Вытянутые руки при упоре спиной в сиденье, а затылком - в подголовник, должны быть по сгибу лучезапястных суставов на верхнем крае руля.


Ирина Розанова. Фото автора.
Читайте также: