Кваша везде был настоящим

«Меня упрекают в том, что я не умею сдерживаться, но зато я очень отходчивый. С годами, конечно, ты больше прощаешь, мудреешь, стараешься что-то забыть. Но ведь не всегда это получается», - признавался актёр.

В понедельник, 4 февраля, народному артисту России, телеведущему, замечательному человеку Игорю Кваше исполнилось бы 80. До юбилея он не дожил совсем немного - сердце Игоря Владимировича остановилось 30 августа прошлого года. Прощание проходило 4 сентября в театре «Современник», одним из основателей которого был Кваша, прослуживший там более полувека. Несмотря на сильный дождь, проводить Артиста в последний путь (похоронили его на актёрской аллее Троекуровского кладбища рядом с Семёном Фарадой и Вячеславом Невинным) собрались сотни поклонников его таланта. Среди них - много соратников: Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Светлана Немоляева, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник… «Его очень любили коллеги. Он не кичился ни своим положением, ни ролями в кино и на телевидении, - делился тогда наш земляк Иосиф Кобзон. - Был необходимым человеком».

Столп «Современника»

Оставив в середине 50-х знаменитый МХАТ, Игорь Кваша вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым собрали новый театр - тот самый «Современник», который вскоре прогремел на всю страну.

- Став «старожилом» «Современника», он не рвался на руководящие должности, да и не занимал их никогда, хотя на всю жизнь стал «фундаментом» этого театра, не покинув его до последнего, даже в самые сложные годы, - вспоминает легендарный Олег Табаков. - Здесь он играл как артист, ставил спектакли в качестве режиссёра. Рассказывают, бывали у него ссоры и споры с худруком Галиной Волчек, но «непогодица» в их отношениях заканчивалась всегда солнечным миром и пониманием - «ну куда же нам без Кваши?!»

Действительно - куда же? За 56 лет работы в «Современнике» Игорь Владимирович переиграл процентов 70 репертуара.

- Бывали моменты, когда забывал текст. Жуткое состояние, - признавался Кваша. - Если спектакль в прозе - ещё ничего. Можно своими словами что-то сказать. А вот когда в стихах, как тот же «Сирано де Бержерак», - кошмар...

Но это - редчайшие исключения. Чаще всего он блистал, вживаясь в абсолютно разных персонажей (был Гаевым в чеховском «Вишнёвом саде», Фальстафом в шекспировских «Виндзорских насмешницах», Сталиным в пьесе «Полёт чёрной ласточки»). И в театр шли «на Квашу».

Играл он и в дебютном спектакле «Современника» - «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.

- Мы тогда ещё работали в своих театрах. Так что эту вещь репетировали по ночам. Спали от силы часа три-четыре в сутки, - рассказывал Игорь Владимирович.

Актриса Людмила Иванова, однокурсница Кваши (Шура из «Служебного романа»), вспоминала:

- Слушая его рассказ (Игорь играл Володю), мы видели, как он замерзал на снегу, как его спас и потащил Борис, и он никак не мог смириться с тем, что Борис, уже дойдя до своих, погиб от шальной пули. Я и сейчас помню, как вздрагивало его лицо, текли слёзы… И в зале все плакали…

- Он мог быть разным - увлечённым, настырным, самоуверенным. Многое знал и умел. Но главное - Игорь был классный просто как человек - НАСТОЯЩИЙ, - уверяла актриса Елена Яковлева, которая не только играла с Квашой на одной сцене, но и дружила (он даже был свидетелем на её свадьбе).

Пастора носили «дамы»-каскадёры

В фильмографии Кваши - свыше полусотни лент. Он не особо расстраивался из-за отсутствия главных ролей, подчёркивая, что для него на первом месте всегда был театр. Потому, мол, отказывался от многих кинопроб.

Игорь Владимирович дебютировал в «синематографе» в 1961 году, сыграв бойца Сеню в военной драме «В трудный час». А первой его большой киноработой стала роль молодого Карла Маркса в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь».

- Есть кинороли, за которые мне, как говорится, не стыдно, - отмечал актёр. - Например, Богомолов в «Преждевременном человеке», Кротов в «Жребии», Бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»… Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих мне… Памятна лента «Под знаком Скорпиона», где сыграл более молодого Сталина, чем позже у Панфилова - «В круге первом». «Когда я посмотрел «Под знаком Скорпиона» целиком, мне показалось - не я играю. Обычно смотришь на себя со стороны - и не нравится, тебя всего корёжит, а тут как-то я впервые не испытал подобного ощущения. Может быть, роль удалась мне так потому, что я слишком ненавидел «отца всех народов»...

Режиссёр фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова уверяет, что работать с Игорем Владимировичем было очень легко: он сам выполнял трюки, ездил на лошади (что неудивительно - у него был второй разряд по конному спорту). Но наотрез отказался, чтобы его героя Пастора несли на руках женщины. Пришлось переодеваться в дамское одеяние мужчинам-каскадёрам…

- На съёмках произошёл неприятный случай, - рассказывала Сурикова. - Мы снимали в Крыму. Кваша прилетел из Москвы в симферопольский аэропорт. А администратор киногруппы, который должен был его встретить, вовремя этого не сделал… И вот звонит в слезах жена Кваши и говорит: «Игорь очень огорчён, что к нему так неуважительно отнеслись. Сидит в аэропорту и… пьёт»… Я помчалась туда и действительно нашла нашего Пастора, допивавшего уже вторую бутылку водки. Стала уговаривать его успокоиться, предложила допить третью бутылку вместе... Мы взяли её и отправились на съёмочную площадку... Но на следующий день съёмки отменили - были не в рабочем состоянии.

Он не умел отстраняться

Для миллионов людей Кваша ассоциируется с проектом «Жди меня», который вёл, пока хватало сил, выбывая на время из строя лишь по причине болезни или переутомления. Последний выпуск с его участием показали 25 мая прошлого года.

- Эта программа всегда трогала его сердце, а ведь попал он туда случайно. Саша Любимов искал ведущего на передачу, ему посоветовали Игоря... Проект был новый, нераскрученный, они много работали. Результат - высокие рейтинги. Но для Игоря ценнее, что тысячи людей обрели семейное счастье… Он всегда много трудился. С самой юности работа на первом месте - театр, кино, радио, телевидение. Всюду успевал, - вспоминает вдова артиста Татьяна Путиевская, врач-анестезиолог, рентгенолог, кандидат медицинских наук. - Просто не умел работать, спустя рукава. Не щадил себя, все трагические истории героев «Жди меня» пропускал через душу и сердце. Иногда придёт домой дико уставший, но улыбается: помогли встретиться матери и сыну, фронтовым друзьям, родственникам, которые уже почти потеряли надежду увидеться…

- Большинство встреч проходит вне эфира. Невозможно всех пригласить в студию. У нас больше миллиона писем! И всем нужна помощь, - рассказывал Игорь Владимирович. - Вести программу очень трудно. Я не умею отстраняться. Наверное, это видно. Влезаю в любую историю, вхожу в неё с головой. Потом долго не могу от этого отделаться, переживаю… Иногда нервы не выдерживают. Но моих слёз зритель видеть не должен. У нас уговор с режиссёром и монтажёрами, так что мои слёзы из кадра убирают. Вредна ли эта передача для меня? Не знаю. Нервные клетки не восстанавливаются. Но ведь мы помогаем людям… Одним - отыскать друг друга, другим, по ту сторону экрана, - учиться быть добрее, сопереживать….

И в этом был весь Кваша. Везде и всегда - НАСТОЯЩИЙ…

Такой разный Кваша: в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен»...

Такой разный Кваша: в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен»...

«Человек с бульвара Капуцинов»...

«Человек с бульвара Капуцинов»...

... и «Под знаком Скорпиона».

... и «Под знаком Скорпиона».

Кольцо всё ещё на руке

С первой женой, Светланой, Игорь был знаком с седьмого класса. Поженились же они, учась в Школе-студии MXAT. Но любовь всей жизни, подарившую ему сына, Кваша отыскал в крымском доме творчества писателей «Коктебель». Причём студентку мединститута Татьяну Путиевскую ему в буквальном смысле слова сосватала Галина Волчек, которая всячески способствовала их сближению. «Игорь, наверное, боялся ошибиться, поэтому искал какой-то знак свыше, который бы указал ему, его ли я человек, - делится вдова артиста. - Помню, он залез на горку, и ему под ноги попалась половинка расколотого камешка. Он загадал: «Если найду вторую часть - то мы будем с Таней вместе». И нашёл! У нас дома этот камешек, найденный им в 1956 году, до сих пор хранится!»

Курортный роман перерос в любовь длиной в 56 лет, до самой его смерти. Путиевская всё ещё носит кольцо, подаренное Квашой в день, когда он сделал ей предложение (купил его за 300 рублей, а на обручальное для себя денег не хватило - так и проходил без него всю жизнь). Уверяет: так чувствует, что они - неразлучны.


Андрей Питонов.
Читайте также: