Основательница голландского балета Соня Гаскелл свои первые па танцевала на донецкой земле

Питер ван ден Ауденрайн на фоне фотографии Сони Гаскелл рассказывает артёмовцам о знаменитой землячке.

О неизвестных ранее фактах и удивительном жизненном пути балетмейстера, который начался в Бахмуте, рассказал на заседании артёмовского клуба краеведов Питер ван ден Ауденрайн, специально для этого приехавший в Украину.  

Соня Гаскелл считается ключевой персоной, сыгравшей важную роль в культурном развитии Нидерландов. Она - одна из основателей Королевской консерватории в Гааге, родоначальница голландских балетных традиций, руководитель Национального балета Нидерландов, наставница знаменитой актрисы Одри Хепберн и сотни талантливых танцоров по всему миру. Соню, именем которой названы две улицы в голландских Лейдене и Алмере, ещё по советской привычке называют русской балериной, хотя на самом деле гордиться ею должны Литва и Украина.

- Родилась будущая звезда в 1904 году в городе Вилкавишкис, что на территории нынешней Литвы, в семье торговца зерном Соломона Гаскелла и Анны Карновской. Когда девочке было восемь лет, всё семейство, в котором было пять дочерей, было вынуждено бежать из страны, опасаясь еврейских погромов. Выбор пал на купеческий Бахмут, где традиционно жило много евреев. Именно здесь Соня начала интересоваться искусством: брала частные уроки игры на фортепиано и бальных танцев. Она поступила в женскую гимназию, которую закончила в 15 лет: будучи талантливой ученицей, один год учёбы прошла экстерном, - рассказала о начале биографии Гаскелл артёмовский краевед Наталья Жукова, которая изучает её вместе с голландским исследователем.

Становление личности Сони Гаскелл совпало с революционными событиями, на которые многие тогда возлагали особые надежды. Но об ожидавшем огромном разочаровании позже в книге «Верь в то, что танцуешь», написала сама Соня: «В гимназии на каждом шагу мы слышали «грязный еврей», мы были этим пропитаны и надеялись, что с приходом революции это закончится. Но когда революция добралась туда, нас вдруг объявили буржуазией. В нашем доме было фортепиано, и мать была непрофессиональной пианисткой. Рояль стал признаком богатства, и тот, кто владел им, был произведён в разряд буржуазии и объявлен изгоем».

- Кстати, литературный талант обнаружился у Гаскелл тоже ещё в бахмутский период: из-за недостатка грамотных людей к службе у советских командиров привлекали школьников и студентов. Начальник, у кого довелось работать Соне, должен был писать статьи в местную газету. Чаще всего это приходилось делать юной журналистке, и, по её мнению, выходило неплохо. Об этом мы сейчас уже судить не можем, а вот её творчество на голландском языке мне нравится, - рассказал Питер ван ден Ауденрайн.  

Примкнув к сионистскому движению, девушка вместе с соратниками нелегально отправилась в Палестину через Кавказ. Путь был трудным, по дороге у них украли документы, в том числе и диплом об окончании бахмутской гимназии. Жизнь в кибуце тоже была полна лишений, Соня скучала по искусству и культуре городской жизни. В 1923 году вместе с супругом,  с которым она познакомилась в Палестине, Гаскелл на грузовом судне направилась в Марсель, а затем перебралась в Париж. Там она танцевала в русском балете под руководством легендарной солистки Мариинского театра Любови Егоровой. А с 1939 года сама стала преподавать в Амстердаме, основав  собственную труппу «Балле рисайтл».

- В Голландии её знают все. Это как в России спросить, кто такая Галина Уланова, например. Мы организовали на «Фейсбуке» сбор воспоминаний о Соне Гаскелл. Со всего мира стали приходить рассказы от тех, кто в разные годы учился у неё. Да, судя по всему, она была очень требовательным наставником. Я бы у такой не смог учиться, - с юмором говорит Питер.

Несмотря на строгость и даже жесткость, желающих танцевать в Нидерландском национальном балете было предостаточно: за годы руководства Гаскелл он вышел на профессиональный уровень.  И голландцы ценят Соню, которую считают своим национальным достоянием: в амстердамском еврейском музее была организована большая выставка, посвящённая балетмейстеру. Артёмовские краеведы, которым помог положить начало экспозиции гость из Нидерландов, теперь надеются на дальнейшее сотрудничество с музеями Голландии.


Елизавета Гончарова. Фото автора.
Читайте также: