Звезда балета: "Янукович - человек из моего детства. Но сейчас я им недоволен" (ФОТО)

Один из лучших украинских танцовщиков откровенен как на сцене, так и в жизни.

Наследник самой известной балетной семьи в Украине, сын народных артистов Вадима Писарева и Инны Дорофеевой в нашем регионе не нуждается в представлении. Даже далёкие от балета люди знают, что Андрей Писарев пошёл по стопам родителей и успешно продолжает их дело: ежегодно привозит "золото" с международных конкурсов и  уже несколько лет является солистом Национальной оперы Украины. "Хорошая наследственность и связи!" - так зачастую объясняют достижения Писарева-младшего земляки. Мнение самого Андрея "Донбасс" узнал накануне его первого творческого вечера, который прошёл на сцене родного донецкого театра оперы и балета.

Многие артисты прячутся за маской

- Это моя идея! Творческие вечера люди проводят, когда уже есть что показать, и можно себе позволить поэкспериментировать. Андрей готов к такому формату. К тому же ему 27! Пора уже, пора! - с ходу при-знался Вадим Писарев, в чьём рабочем кабинете я дожида-лась главного собеседника.

- Основная причина - десятилетие творческой деятельности,  - аргументировала событие Инна Дорофеева, помогая младшей дочери Софии, которую тоже отдали в балет, переодеться после репетиции.

- Да я сам уже два года это мероприятие планировал! - с улыбкой сообщил Андрей и, иронично поинтересовавшись у родителей: "может, вы вместо меня дадите интервью?", попросил оставить нас тет-а-тет. В общем, начало встречи получилось любопытным: стало понятно, что в семье Писаревых царит демократия, каждый имеет право на свою точку зрения и не страдает от излишнего контроля.

- Программу составлял я сам: если бы следовал рекомендациям отца, то из гопаков не вылезал бы! - продолжил Андрей. - Он у нас виртуоз и до сих пор остаётся королём двойного кабриоля: в его практике есть элементы, которые и сейчас никто не может повторить. Но у меня свои достоинства и свои любимые номера: "Познание" Эйфмана, фрагменты из спектаклей "Видение Розы" и "Дон-Кихот"...

- Знаю, что младшая сестра, Соня, тоже выйдет на сцену!

- Только сегодня за завтраком узнал, что её отдали в балет. Но я этому не рад: искусство в Украине находится в упадке. И действительно талантливых артистов, которые остаются на родине, я считаю героями. Потому что очень тяжёлая ситуация - что в театрах, что в обществе. Уж если дошло до того, что в столице открыли огонь - какое тут искусство! Я не поддерживаю ни одну из сторон: возмущён и простыми людьми, которые за деньги готовы на всё, недоволен и нашим президентом - все эти смерти...  Этого нельзя было допускать. В общем, если вернуться к балету, сегодня спасение для него в одном: несмотря на то, кто будет управлять государством, заведовать главным театром страны должен Писарев-старший. Я так говорю не потому, что он мой отец: просто он знает, как действовать. И потому, что он честный. Поверьте, это одно из самых важных качеств: я сейчас наблюдаю, что есть много известных деятелей, которые не живут балетом, а играют роль. И часто слова всяких народных артистов известных театров оказываются настолько лживыми, что я удивляюсь, как им так долго удаётся лгать, прятаться за маской?

Когда говорил Виктор Фёдорович - воцарялась тишина

- Окружающие иногда называют мажором?

- Я уже давно сам себе прокладываю дорогу и не рассчитываю, что отец будет по поводу меня кому-то звонить и о чём-то договариваться. Что касается мажора... В глаза такого не говорят, но за спиной подобные фразы не редкость. И тот факт, что Людмила Янукович - близкий друг семьи - припоминают. Хотя для меня, конечно, ничего выдающегося в этом нет: Людмила Александровна - человек с моих детских фотографий. Так что чувства у меня к ней соответствующие.

- А к Виктору Януковичу?

- Его я тоже знаю, сколько себя помню. Меня всегда впечатлял его рост! И в детстве нравилось приветствовать Виктора Фёдоровича фразой: "Привет, сосед!" Наши семьи всегда дружили, мы часто ходили друг к другу в гости. Интересно, что во время домашних посиделок, когда говорил Янукович-старший, всегда воцарялась тишина: всем нравилось его слушать. Конечно, я дружил с его сыновьями - Сашей, Витей. Сейчас мы общаемся на уровне "привет-пока": у всех свои дела...

- Похоже, детство было очень интересным?

- Конечно! Родители часто брали меня с собой на заграничные гастроли. Они всегда много работали, но при этом каждую свободную минуту посвящали тому, чтобы куда-то сходить, что-то посмотреть. Да и дома у нас никогда скучно не было: в гостях перебывали все самые известные артисты: Малахов, Цискаридзе - всех сразу не вспомнишь.

- Андрей, родители достают желанием иметь внука? Или другими советами?

- Может быть, если бы я не развёлся после двух месяцев семейной жизни два года назад, то у меня уже был бы ребёнок. Но случилось то, что случилось - это было жутко больно, но тоже опыт. И пока я занимаюсь только профессией - родители это понимают. Что касается их советов, то это мне приходится учить и воспитывать. Вот я только приехал - а мама сразу принялась жарить блины с сёмгой. Я ей говорю: "Ну ты же знаешь, что я на диете!" А она: "Да ничего не будет!" Вообще, когда знаю, что предстоит активно работать - могу и поесть. Всё равно потом сгорит.

- Артистом какого масштаба хочется стать в итоге?

- Я не стремлюсь к тому, чтобы оказаться выше всех. Знаю, через что мне тогда придётся пройти, какую грязь терпеть. Искренне не понимаю, почему часто приходишь в театр как в храм искусства, а попадаешь в болото, где царят пороки... Не хочу с этим сталкиваться. Так что главная цель - танцевать, оставаясь самим собой.

Андрей Писарев представил в Донецке  свою партнёршу Жанну Губанову.

Андрей Писарев представил в Донецке свою партнёршу Жанну Губанову.

Хочу пахать на износ!

- Балет в жизни сына Писарева - это искренний порыв или необходимость продолжать семейное дело?

- В первый раз меня отдали в балет в четыре года, но с первой попытки ничего не вышло. Я две недели провалялся в классе под станком: вначале ещё занимался, растягивался в "лягушке", но потом подумал: "Что за ерунда? Что в этом прикольного? Неинтересно!" И забросил. Стал заниматься кунг-фу, увлёкся футболом. Но спустя несколько лет увидел отца в "Дон-Кихоте" - и вдруг ощутил желание танцевать. К счастью, меня никто не учил, что я должен чувствовать, как себя вести: я сам формировался, взлетал и падал, поэтому  точно знаю, что балет - это моё желание и решение, а не родительское. Сейчас из-за возраста конкурсы для меня уже закончились, начинается совсем другой этап, и я всё чаще думаю о том, что пора мне пробовать свои силы в европейских театрах. К тому же здесь нет профессиональных педагогов, деньги не выделяются, приходится бегать и уговаривать: дайте мне станцевать! А за границей пашешь на износ от того, что ты востребован. Вот что мне нужно!

По натуре я боевик. Но в Киеве чуть не сгнил

- Андрей, насколько тяжело пришлось в Киеве парню с донецкой пропиской? Национальная опера сразу распахнула двери?

- В столицу я в 2009 году уехал из-за того, что разругался с отцом. Плюнул на всё, собрал вещи и... Друзья помогли снять квартиру и нормально устроиться. А вот в театре сразу сказали: "Андрей, ты зря сюда приехал, тут клановая система и у тебя шансов нет!" И отправили в задние ряды... Чуть не сгнил в этом Киеве! Но ни разу не пожалел, что приехал: был уверен, что всё делаю правильно, поэтому воспринимал события как приобретение опыта - по натуре я боевик. Хотя в моей жизни был эпизод, когда решил, что с балетом пора завязывать. Так тяжело я переживал неудачу на Международном конкурсе артистов балета в Джексоне. Меня там просто опрокинули: я справедливо рассчитывал на первое место, а его... никому не дали. В подавленном состоянии вернулся в Киев, пришёл в театр, а там - сплошное злорадство. И всё это в комплексе меня вывело из себя. Вернулся в Донецк, два месяца прожил здесь в глубочайшей депрессии: совершенно искренне собирался побриться налысо и уехать в Тибет... А ведь такого никогда раньше не было, даже когда в 2005 году в Москве во время конкурса выполнял сложный элемент и при приземлении повредил колено: откололся кусок мениска, и всё - год мучений. Но всё равно не хотел бросать балет. Не знаю, чем бы закончилась идея с Тибетом, но кто-то подбросил мысль сходить к психологу. Всегда думал, что это ерунда и человек должен сам себя настраивать, но я выговорился, поругался от души - и вышел из кабинета другим человеком! Сейчас вне балета себя не представляю.


Ирина Панская.
Фото: donbass.ua
Читайте также: