Алексей Ботвинов: "Если будем поддерживать только попсу и футбол - окажемся за колючей проволокой"

Юные слушатели не пожалели потратить сэкономленные на билетах деньги на роскошные букеты для Алексея Ботвинова.

В минувшие выходные самый известный украинский пианист современности Алексей Ботвинов дал в Донецке бесплатный концерт для студентов консерватории, а также воспитанников музыкальных школ и училищ. На родине он предпочитает именно такой, благотворительный формат выступлений. О том, почему наши люди перестали слушать классику и к каким катастрофическим последствиям это может привести, знаменитый музыкант рассказал корреспонденту «Донбасса».

- Вы - один из немногих украинских музыкантов, добившихся признания за рубежом, а затем уже и на родине. Как вам это удалось?

- У многих молодых музыкантов возникает ощущение безысходности, потому что и здесь нет востребованности, и на запад сложно пробиться. На самом деле всё возможно. Нужно только верить в себя и обладать силой воли. Мне это удалось, в первую очередь, благодаря Богу, потом - родителям и, наконец, уверенности в том, что я могу что-то сделать для этого мира.

- Так что же нужно сделать, чтобы музыканты-«классики» были востребованы и у нас? Чтобы успехом считалось не уехать в Европу, а добиться чего-то в Украине?

- Необходимо, чтобы наша элита - я имею в виду и политиков, и бизнесменов - поняла одну простую вещь. Если в нашей стране и дальше будет продолжаться то, что происходит уже двадцать лет: полное пренебрежение к культуре и духовности, то в конце концов им всем придется вместе со своими семьями уехать из этой страны. Потому что когда нет интереса к классической музыке, появляется преступность и невозможность выйти на улицу. Когда поддерживается только попса и футбол, то возникает ситуация, как в Бразилии, где богатые люди живут за колючей проволокой под напряжением. Мне кажется, что творцы, состоявшиеся в культурном плане, должны пытаться достучаться до тех, кто принимает решения в нашей стране. С другой стороны, я сам на это не слишком надеюсь и пытаюсь найти единомышленников, в первую очередь, в среде бизнеса. Чтобы эти люди становились меценатами. Чтобы они понимали, ради чего поддерживают культуру. На Западе есть такой консенсус: если человек - крупный бизнесмен, директор компании, то для того, чтобы достичь уважения в обществе, он должен являться меценатом. Иначе никто к нему серьезно не отнесется.

- Возможно ли, что вы вернетесь в Украину не ради одного проекта (Ботвинов дает целую серию благотворительных концертов для студентов по всей стране. - Прим. авт.), а насовсем?

- У меня есть сильное ощущение, что ситуация здесь близка к критической, и надо срочно что-то делать. Поэтому я строю свои планы на ближайшее будущее так, чтобы побольше находиться в Украине и развивать свои проекты в нашей стране. Этот проект для творческой молодежи я мог запустить в Европе, но принципиально начал его здесь. Могу сказать, что всё идет медленно и непросто, и именно потому, что в нашем обществе элита не совсем понимает значение культуры.

Досье «Донбасса»

Алексей Ботвинов принадлежит к элите мирового пианизма и по праву считается лучшим исполнителем Рахманинова в мире. Родился в Одессе, в семье музыкантов. В 19 лет стал самым молодым участником и лауреатом Первого всесоюзного конкурса им. Рахманинова в Москве. Среди громких успехов Ботвинова - стоячая овация двухтысячного зала Национальной филармонии Тайваня, участие в прямой всемирной телетрансляции Гала-концерта ФИФА 19 декабря 2005 года. В октябре 2008 года Ботвинов реализовал мультимедийный концерт «Визуальная реальность музыки», который объединял в себе классическую музыку и видеоинсталляции (совместно с виджей-группой «Videomatics»). Именно этот концерт смогли услышать и увидеть донецкие студенты.

- Помимо сугубо творческих задач, этот проект имеет большое просветительское значение: синтез музыки и изображения помогает приобщиться к классической музыке всем тем, кто привык к динамике визуальных форм на экране телевизора или компьютера, - говорит пианист. - Я уверен, что этот новый жанр будет развиваться.


Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: