Как Шахназаров боролся с Евстигнеевым и "поймал" "Белого тигра"

Как Шахназаров боролся с Евстигнеевым и "поймал" "Белого тигра"

Сегодня отмечает 60-летие народный артист России, глава киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров. Лучший подарок он сделал себе сам, выпустив накануне юбилея в прокат новую ленту - «Белый тигр». Она же стала первым фильмом мастера о войне. «Когда я учился во ВГИКе, мы пошли на Московский фестиваль и встретили там знаменитого американского режиссера Стэнли Крамера, - вспоминает именинник. - Моя мама набралась смелости, подошла к нему и сказала: «У меня сын учится на режиссерском факультете, напишите ему пожелание». И он написал на бумажке одно слово: «patience», что означает «терпение». Сняв 15 картин, я бы сказал, что терпение - это самое важное для режиссера». «Донбасс» предлагает вспомнить самые яркие ленты Карена Георгиевича.

«Мы из джаза» породили «Зимний вечер в Гаграх»

Известность Шахназарову принесла вышедшая в 1983 году на экраны музыкальная картина «Мы из джаза» с по-трясающими Игорем Скляром, Александром Панкратовым-Черным и другими замечательными артистами. Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года, она собрала призы на международных фестивалях.

Эту картину Шахназаров сравнивает с первой любовью. И подчеркивает, что ничего подобного - столь веселого, оптимистичного - больше не сделает никогда. Потому отказался принимать участие в съемках «Мы из джаза-2» (выход ленты планируется в этом году).

В 1985-м - новый успех. С «Зимним вечером в Гаграх».

Александр Панкратов-Черный и Евгений Евстигневв перекочевали из Джаза в Гагры.

Александр Панкратов-Черный и Евгений Евстигневв перекочевали из «Джаза» в «Гагры».

- В фильме «Мы из джаза» был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел. Почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой, - делится Карен Георгиевич. - Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать «Джаз», мы с моим партнером по написанию сценариев, другом Александром Бородянским начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Так получился «Зимний вечер в Гаграх». После его выхода мне по-звонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас. Ее родители расстались. Просто мистика... Я, кстати, всегда работаю на эмоциях, а не по законам жанра.

Если в «Джазе…» легендарный актер Евгений Евстигнеев сыграл небольшую роль карманника Папы, то в «Зимнем вечере…» он стал тем самым чечеточником, вокруг которого вертится весь сюжет.

- Я был молодым режиссером, а он - мастером. Конфликтов между нами не возникало, но напряженные ситуации случались, - признается Шахназаров. - Евгений Александрович отнюдь не был мягким. И роль в «Зимнем вечере…» он буквально завоевал. На нее пробовались Олег Ефремов, Евгений Леонов, Петр Щербаков - все с удовольствием, готовностью работать. Но Евстигнеев просто пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль». С этого момента он каждый день приезжал на киностудию и под каким-нибудь благовидным предлогом заходил поговорить. А потом и без всякого предлога. Меня это начало раздражать, я не люблю давления, а Евгений Александрович именно давил: хочу сыграть - и всё тут. А потом я его за это зауважал. Евстигнеев действительно боролся за хорошую роль…

Поначалу отношения на съемочной площадке у них не складывались: оба - с характером... К тому же наступил момент, когда Евстигнеев начал играть так, как считал нужным он, а не режиссер. Но Шахназаров переломил ситуацию.

- К счастью, мелкие размолвки не вылились в большой скандал. Евгений Александрович - очень мудрый, он понял, что у меня есть свой взгляд, на который имею право. Потом мы с ним подружились. И дружили до самой его смерти. Когда из жизни уходит такой мастер, как Евстигнеев, ты понимаешь, что незаменимые люди есть, - вздыхает режиссер. - Иногда, когда пишешь сценарий, ловишь себя на мысли: «Вот эту роль Евстигнеев так бы сыграл!».

Феномен «Курьера» и биографичность «Американской дочери»

Практически каждая работа Шахназарова - событие. Его «Курьер» (1986) до сих пор считается гимном потерянного поколения.

На главную роль пробовалось больше двух тысяч человек. А победил никому не известный Федя Дунаевский, история которого практически такая же, как у его героя Ивана Мирошникова: родители развелись, школу он бросил в девятом классе, начал искать себя… На встречу с режиссером пришел сразу после дежурства на «скорой помощи» - в замызганном халате, с нечесаной головой.

Кадр из фильма Курьер

Кадр из фильма Белый тигр

Кадры из фильмов «Курьер» и «Белый тигр».

- В те годы существовала компания, оценивающая сценарии с точки зрения успешности, - рассказывает Карен Георгиевич. - И на одной конференции известный специалист по прокату в качестве примера для рассмотрения взял в Госкино сценарий «Курьера» и публично его так разложил, что я подумал - шансов нет. Потом фильм стал рекордсменом проката, был признан лучшим по опросам зрителей. С тех пор знаю, что успех сложно просчитать.

Он мало на что надеялся со странным «Городом Зеро» (1988), суть которого объясняет так: «Человек со здравым смыслом попадает в совершенно ненормальный мир, который пытается его убедить в том, что мир нормален, а сам этот человек - сумасшедший». Однако лента стала культовой - во многом благодаря блестящей игре Леонида Филатова.

В «Американской дочери» (1995) он частично отобразил свою историю. Трижды женатый и разведенный Шахназаров особенно мучительно пережил разрыв со второй супругой, Аленой.

- Как-то приехал домой из командировки и не обнаружил ни своей второй жены, ни своей дочери. Алена уехала с ней в Америку…. Поначалу я пытался их найти, потом перестал искать, понял, что бесполезно, - рассказывает Шахназаров. - Встретил дочь лишь спустя много лет - уже взрослого человека, американку…

Зато два сына от третьего брака всегда рядом. Более того, работают вместе с отцом. Младший, Василий, засветился в его «Исчезнувшей империи» (2008), а студент режиссерского факультета ВГИКа Иван трудился в качестве помощника Карена Георгиевича на съемках нового фильма «Белый тигр», недавно вышедшего на экраны. Кстати, «поймал» мэтр «Тигра», который отчасти посвятил памяти отца-фронтовика, по чистой случайности.

- Я прочитал аннотацию в «Литературной газете», и мне сразу понравился сюжет, хотя там было всего десять строчек. Тогда я купил книжку Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», и она тоже очень мне по-нравилась, - уверяет Шахназаров. - Не могу сказать, что меня полностью устроило изложение и некоторые особенности автор-ского видения, но сама по себе история оказалась крайне кинематографичной и, несмотря на время повествования, очень со-временной, что дает хорошие возможности для разных трактовок. Илья согласился на то, что мы по-своему перекроим сюжет и внесем некоторые существенные правки. Сделаем, по сути, свою версию его истории.

И зрителя окунули в мистическую битву сержанта совет-ской армии Ивана Найденова (Алексей Вертков, «Утомленные солнцем-2», «Счастье мое»), чудом спасшегося из горящего танка, с «Белым тигром» - немецким танком-призраком.

- Лично для меня в основе этого фильма оказался вопрос о природе войны. Чем старше я становлюсь, тем больше думаю над ним. И тем меньше могу на него ответить. Природа войны - она противоестественна, как пишет Лев Толстой в «Войне и мире», или это всё-таки проклятие, присущее роду человеческому и неотделимое от него? - размышляет мастер. - Ведь война в широком смысле не прекращалась никогда: даже если в этой точке планеты - мир, где-то всё равно кто-то продолжает воевать…

В 40 лет было сложнее

- Как ни странно, сорокалетний рубеж у меня вызвал больше переживаний, чем шестидесятилетний, - признается Карен Шахназаров. - Старшие товарищи предупреждали, говорили про опасный возраст, но я не придавал их словам значения, пока, что называется, не накрыло. Помню, размышлял тогда о смысле жизни: так ли живу, правильно ли… В результате внутренние метания не привели к серьезным поступкам, но период душевного смятения был.  

А вот еще одно замечательное размышление именинника - о жизни и кино:

- Вряд ли имеет смысл гнаться за Голливудом. Думаю, наш путь - это всё-таки кино психологическое, человечное и человеческое. В зрителе нужно видеть человека, а не только сумму денег, которую он внесет в кассу кинотеатра...


Андрей Питонов.
Читайте также: