Стихи разместили... в пылинке!

Младший научный сотрудник музея миниатюрной книги Наталья Гавришевская проводит экскурсию для школьников.

Раритеты величиной с вершок покоряют фанатов миниатюрной книги.

Глядя в окуляр микроскопа, читаю одну за другой семь пословиц: «На языке медок, а на душе холодок», «В болоте тихо, да жить там лихо»… Этот фокус приводит в трепетный восторг любого, кто знакомится с экспозицией Горловского музея миниатюрной книги им. Разумова. На предметном столике оптического прибора лежит нечто неправдоподобно крохотное, вместившее в себя перлы народной мудрости. Как вообще такое возможно?!

Чудеса в волоске

- Кто-то подковал блоху, а кто-то отлил гвоздики для подков. Так и здесь. Это демонстрация искусства полиграфии, секретов народных умельцев и развития технологий, - всегда готова к ответу на вопросы посетителей младший научный сотрудник музея Наталья Гавришевская.

Основатель уникальной коллекции Вениамин Разумов обратил как-то внимание, что в телепередаче идет речь о чем-то микроскопическом, но близком его интересам. Написал на Останкино, потом в Казахстан, и тамошний умелец, экскаваторщик по профессии Николай Савидов прислал… конский волос, на котором на трех языках была начертана пословица: «Что с возу упало, то пропало». От перепадов температуры микроминиатюра начала разрушаться,  но посетителей радости открытия не лишили. Директор музея Галина Николаенко отыскала в разу-мовской картотеке из двух тысяч имен адрес Савидова, и тот подарил горловчанам уже более квалифицированную работу: семь горизонтально расположенных человеческих волосков (они втрое тоньше конского волоса) с пословицами. Но и это не предел.

Даже видавших виды специалистов-оптиков обычно повергает в благоговение экспонат, который под лупами напоминает пылинку. А между тем, это книжечка, в которой под кожаным переплетом с тиснением из фольги содержатся отрывки из стихотворений Пушкина. Под линзами биологического микроскопа угадываются даже странички, а ведь это творение в 60 раз меньше макового зернышка! Впрочем, появлению экзотики предшествовало вполне земное начало.

Экспонаты: мал золотник, да дорог...

Единственный в мире

На фронте Вениамин Разумов получил от умирающего в госпитале друга прощальное письмо с мини-книжечкой «Россия», стихотворение поэта Прокофьева. В Великую Отечественную государство выпускало массовыми тиражами патриотическую литературу специально под карман гимнастерки. После войны Разумов вернулся в родную Ялту на пепелище: ни семьи, ни дома, ни солидной библиотеки. Инженер-строитель, он как был в шинели и с заплечным мешком отправился на восстановление Донбасса. Весомым кирпичиком в фундамент его мирной жизни стала та самая книжка-малютка - она-то и есть первый номер уникальной коллекции. Ее собранию, изучению, пропаганде и популяризации рыцарь книги, как его называли, посвятил все послевоенные годы.

Почетный гражданин Горловки, он прожил большую яркую жизнь и незадолго до смерти безвозмездно передал бесценный итог своей благородной страсти городу. Так в нашей области родился единственный в мире коммунальный музей (частные есть в Баку и Японии) миниатюрной книги. Сейчас он насчитывает более 8,5 тысячи единиц хранения на 103 языках из 57 стран мира. Европа представлена практически полностью, но хватает посланцев из Африки, Азии, Америки.

В его ближайших планах - создание электронного каталога, а в скромном выставочном зале в 48 квадратных метров, где трудно поддерживать необходимую температуру и влажность, представлено только 1800 экспонатов. Но каких!

Горловские «космонавты»

- Меня поражает рукописный молитвенник на староцерковном языке, которому более 300 лет, - переходя от витрины к витрине, рассказывает Галина Николаенко. - Наша изюминка - космическая тематика. Разумов был своим человеком в Звездном городке, практически все книжечки с автографами, 13 из них - «космонавты», побывали на орбите. Более 170 лет назад в России издавали популярную серию для детей - арифметика, география, грамматика, басни. Вот  «Горе от ума» Грибоедова величиной с вершок (4,4 см), Беранже в золотом обрезе, «Любовный лексикон», выпущенные в 18 веке...

В наше время отечественные издательства перестали заниматься престижной «безделицей». Но, когда, допустим, Галина Ивановна узнала, что частная типография Виктора Котика выпустила миниатюрный сборник стихов Владимира Калиниченко «Свирель високосного года» (суперобложка, формат 5,5 х 7,5) она, не поленилась, сама приехала за эксклюзивным пополнением.

Справка «Донбасса»

Миниатюрной книгой принято считать издание, максимальный размер блока которого (в обложке или переплете) не превышает 76-100 мм.

Микрокниги на их фоне выглядят подлинными малютками, невозможность прочтения которых невооруженным глазом считается одной из непременных характеристик. Издания-миниатюры появились задолго до книгопечатания. Это, к примеру, список «Илиады» Гомера на пергаменте, который умещается в ореховой скорлупе.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: