Оксана Забужко назвала Донецк столицей китча

Донецкий индустриальный пейзаж вдохновил киевлянку на остроумные выводы.

Культовая украинская писательница впервые посетила Донбасс, и за два дня успела побывать не только в шахтерской столице, но и в Святогорске.

- Для меня эта поездка стала гораздо большей экзотикой, чем, например, Париж или Берлин, - призналась она. - Когда мои знакомые слышали, что я собираюсь в Донецк, то сначала очень удивлялись, а потом говорили: «Приедете - обязательно расскажите о своих впечатлениях». Эта реакция очень характерна - в Киеве, на самом деле, мало знают о Донецке.

Однако первыми, кому писательница рассказала о своих впечатлениях, стали не киевские знакомые, а донецкие журналисты. Приготовьтесь: далеко не всё, что вы прочитаете ниже, будет приятно. Возможно, вы испытаете негодование или стыд. Но ведь всё равно интересно посмотреть на себя со стороны! Тем более - глазами умного и образованного человека, который объездил почти весь мир, а значит, ему есть с чем сравнивать.

Язык авторитаризма

- Мне всё время бросалась в глаза одна деталь, которая отличает Донбасс от других регионов страны. На подъезде к городу какой-то парапет оклеен огромными табличками: «Не садиться!» В монастырском, извините, туалете: «Положить на место!» Всё с  восклицательными знаками. «По газонам не ходить!» Мне рассказали, что у вас нельзя сидеть на газонах, устраивать там пикники. И это не такие мелочи, как кажется. Это язык, на котором власть общается с гражданами. Стоять, лежать, бояться! Это очень советский дискурс. Я была достаточно взрослым человеком, хорошо помню эти бесконечные запреты приказного тона с восклицательными знаками. Это - язык авторитаризма. Если тут есть какая-то рациональная причина, например, шаткая балюстрада, то так и надо написать: «Извините, балюстрада ненадежная, будьте осторожны». А за этим «Не садиться!» читается девяностолетняя традиция вохровца с автоматом, направленным вам в спину, которая мне как киевлянке бросается в глаза в Донецке.

Святогорская лавра: допрос с пристрастием

- В Святогорске я поднималась на гору к вашему гениальному Терминатору - Артему, - рассказала Забужко. - Его автор Иван Кавалеридзе, без всяких сомнений, великий скульптор. И эта колоссальная кубистическая статуя должна принадлежать наследию мирового монументального авангарда. Можно сколько угодно смеяться над его идеологической составляющей, но сам по себе памятник достоин того, чтобы на него съезжались посмотреть любители авангарда и просто искусства со всей Европы.

Святогорский монастырь - это, конечно, одно из чудес Украины. Жаль только, что экскурсии проводят непрофессиональные гиды. Это было одним из самых неприятных впечатлений от поездки. Меня агрессивно спросили: «А вы вообще православная?» Извините, а какое ваше дело? Туристы, которые пришли осмотреть монастырь, не обязаны никому отчитываться о своих отношениях с религией.

Потом мне сделали замечание:

- Вы даже не приложились к иконе!

Я попыталась отшутиться:

- Недостойна!

- Почему? - спросил меня экскурсовод голосом офицера КГБ.

Тут я уже не выдержала и сказала:

- Мое дело.

Я представила, что тысячи жителей Донецкой области посещают этот монастырь и принимают такое отношение к себе как что-то само собой разумеющееся. И начинают считать, что представители религии, как и представители власти, имеют право кому-то что-то диктовать, вести себя грубо и бестактно.

Шариковская эстетика

- Донецкие пейзажи очень поэтичны и мифологичны. Такая мощная энергетика чув-ствуется в этом ландшафте, где тысячелетиями какие только кочевые племена не пробегали! И терриконы, как ни странно, очень удачно дополняют степной пейзаж. Но в городах нет и следа этой атмосферы. Вечером мы возвращались из Святогорска в Донецк. Ехали в сумерках через Артемовск, Горловку. Все эти города-спутники выглядят очень депрессивно. Периодически в машину проникало какое-то промышленное зловоние. За окном тянулись полуразваленные заборы, брошенные дома, где редко-редко светится огонек. Всего пару раз нам встретились прохожие, которые шли не по тротуару (потому что тротуаров нет), а прямо по дороге. Видя их, я радовалась: всё-таки есть здесь какие-то люди, не совсем призрачное это место. Я бы назвала это неумело, не любовно и не по-хозяйски обжитым людьми индустриальным пейзажем.

В большом контрасте со всем этим находится центр Донецка с его монументальным китчем. Для меня Донецк всегда был городом Стуса и Соловьяненко. Но этот ужасный золотой памятник в ботфортах больше всего похож на раскрашенные живые фигуры, которые разгуливают на рождественских ярмарках в европейских городах. Я подумала, что впервые вижу китч в чистом виде - яркий, пронзительный, бросающийся в глаза. Мне очень жаль - я любила покойного Соловьяненко. Помню его похороны в Киеве, когда гроб вынесли из здания филармонии, и тысячи людей взорвались овацией, чтобы почтить последний выход великого артиста. И вот приезжаешь в его родной город и видишь, что здесь его память почтили совсем в другой эстетике - грустно, наивно и неотесанно. По-шариковски. Да о чем можно говорить, если мне рассказывали, что даже дом Юза находится в полуразваленном состоянии. Со стадионом всё в порядке, а дом основателя города люди, которые называют себя патриотами, не удосужились довести хоть до какого-то более-менее адекватного состояния.

Но самую большую порцию здорового смеха я получила на аллее кованых фигур. Это же совершенно душераздирающие взрывы прямо-таки дерзкого китча! Все эти размалеванные футбольные мячи с ангелами сверху - это почти сюрреализм по своей эстетике. Мне кажется, Донецк мог бы быть прекрасным местом для какого-нибудь международного биеннале китча. И в этом нет ничего плохого. Это могло бы стать своеобразной маркой города, если не стыдиться этого, а принять как своеобразную местную инновацию. Это настолько безобразно, что вульгарность уже становится стилем. Для Донецка это стало бы возможностью вписаться в культурную карту не только Украины, но, может быть, даже и Европы.

Оксана Забужко и Алиса Сопова

Писательница Оксана Забужко и корреспондент "Донбасса" Алиса Сопова.

Досье «Донбасса»

Оксана Забужко - писательница и поэтесса, одна из самых знаменитых литераторов современной Украины. Ее книга «Полевые исследования украинского секса» стала самым громким литературным событием девяностых, и поныне возглавляет список национальных бестселлеров. А роман «Музей брошенных секретов» был признан лучшей украинской книгой 2010 года. Произведения Оксаны Забужко переведены на шест-надцать языков. Ее стихи в 1997 году были удостоены международной поэтической премии Global Commitment Foundation. В 2009 году писательницу наградили орденом княгини Ольги. А нынешней осенью она являлась председателем жюри состоявшегося в Киеве международного кинофестиваля «Молодость».   

Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.

Оксана Забужко впервые посетила Донбасс (ФОТОГАЛЕРЕЯ)


Альтернатива от писательницы: родина Стуса и Андиевской

Впрочем, во время литературного вечера, собравшего рекордное для фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив» количество слушателей, Забужко поделилась и другой стороной своего восприятия Донецка - поэтической.

Пани Оксана начала свое выступление стихотворением нашего земляка Василя Стуса, которого называет одним из своих любимых поэтов. «Лысая гора» была прочитана Забужко как «лирическая карта Донбасса, заданная Стусом, где в самой фонетике слышны завывания донецких ветров». С именами Василя Стуса и Эммы Андиевской предлагает ассоциировать наш край киевская гостья.

- Не манипулятивно выведенный образ «донецких пацанов», а вот это - мой Донбасс! Он сформировал личность Стуса, который с детства познал жизнь советских индустриальных рабов. Здесь, как нигде в другом месте, верно понимают истинно христианское определение: жить тяжело! Жизнь - труд, а не увеселительная прогулка. Приехав сюда, я стала лучше чувствовать его стихи - говорят, хочешь понять поэта, поезжай на его родину! - рассказала Оксана Стефановна.

Затем одна за другой прозвучали шесть ее собственных композиций, настолько по-настоящему женских и трогательных, что сидящий в первом ряду немолодой поклонник выдохнул: «Какая же Вы!..», а более ранимая часть аудитории не отвлекалась даже на аплодисменты, отзываясь душевным волнением и узнавая свои эмоции в ее поэтических строчках:

…Така кругла, як глобус,
моя ніжність до тебе - голого,
до тебе - сплячого,
до тебе - хлопчика
з підібганими ногами
і носом, уритим в подушку…

Оксана Забужко обрадовала растроганных слушателей, что теперь услышать поэзию из ее уст можно и более простым способом: включив компьютер или аудиоплеер. Недавно вышел студийный аудиодиск с авторской записью любимых стихотворений. Но еще более интересным проектом она считает музыкальную программу, подготовленную сестрами Тельнюк на ее ранние стихи: два женских голоса сопровождает трио виолончелистов, исполняющих музыку в стиле рок. Автор текстов даже рассказала о музыкальном проекте, который уже несколько месяцев «путешествует» по клубам западной Украины, в надежде, что его услышит и Донбасс:     

- Каждая композиция - это микропьеса, и музыка, как ни странно для меня, не разрушает текст. Меня потрясло то, что я услышала, хотя и понимаю, что стихи, положенные на музыку, мне больше не принадлежат,  у меня их отобрали, дали другое звучание. Они теперь будут слышаться только с этой мелодией. Но она мне нравится!

Елизавета Гончарова.

Читайте также: Оксана Забужко: "Стус в Донецке писал дивную любовную лирику!"


Читайте также: