Борис Гребенщиков: "Большая часть людей хочет находиться в сетях"
После пятилетнего перерыва легендарный рокер по приглашению концертного event-агентства «Культурная революция» дал ударный концерт в Донецке. А перед этим поделился своими взглядами на жизнь, искусство и российского президента.
«Только раб расценивает встречу с хозяином как предательство»
- Недавно вы в числе других известных представителей российского рока принимали участие во встрече с Дмитрием Медведевым. Вы наверняка знаете, что это вызвало негативную реакцию общественности...
- Да, потому что у нас - народ рабов. И встреча с хозяином расценивается как предательство. Как это ты из грязи выбрался? Как посмел зайти на господскую часть? Вот с этим мы боремся, хотя не знаю, есть ли смысл. Если человек хочет быть рабом, как его можно переубедить?
- И какое впечатление на вас произвел президент?
- Мне он очень понравился. Я пришел на него посмотреть и полностью получил то, что я хотел.
- Тем не менее, вы вернули в концертный репертуар песню «Поезд в огне». Значит, считаете, что она актуальна для современной России?
- Я, по счастью, руководствуюсь не решениями головы. Иначе сидел бы сейчас в Москве и играл только для коммерческих вечеринок.
- Недавно появилось движение за то, чтобы выдвинуть на пост президента Юрия Шевчука. Вы бы за него проголосовали?
(После недолгого раздумья): - А Кинчев бы за кого проголосовал?
- За Шевчука!
- Вы думаете? Это так сразу и не решишь, нужно собраться всем колхозом и хорошенько подумать.
«Каждый, кто прочел больше десяти книг, понимает, о чем я пою»
- Вам задают огромное количество вопросов. А ответ на какой вопрос вы бы сами хотели услышать?
- У меня нет вопросов, у меня нет ответов, я вообще должен молчать. Надо будет сказать моему другу президенту (усмехается), чтобы он издал закон, заставляющий музыкантов молчать всегда, кроме сцены. Всё, что я говорю, можно спокойно вычеркнуть и выбросить. Всё, что у меня есть, - в моих песнях.
Борис Гребенщиков: «Интернет был придуман специально для нас».
- А вам часто приходилось встречать людей, которые бы до конца поняли, о чем вы поете?
- Да. Каждый, кто прочел больше десяти книг, понимает, о чем я пою. Это шутка - нужно прочесть гораздо больше. Когда человек набирает определенную массу знаний (какую - это зависит только от него самого, важно только, чтобы у него была жажда знаний), это переводит его в другое состояние, у него меняются цели в жизни, взгляд на мир. Это может произойти в восемнадцать лет, а может и в восемьдесят. И тогда у него появляется способность делать новое и не повторяться. Все читают одну и ту же молитву, но каждый читает ее по-своему. Никто же не думает: как бы мне помолиться, чтобы не было похоже на других? А творчество - это та же молитва. Попробуй сделать так, чтобы тебе было хорошо. Именно так и поступают хорошие авторы.
- А вы когда почувствовали эту жажду знаний?
- Я уверен, что родился с тем, о чем я говорю. И этот процесс будет продолжаться, пока я жив.
«Какой я на самом деле - не знает никто»
- Может быть, у вас есть такой альбом, напротив которого можно поставить знак равенства с Борисом Гребенщиковым?
- Во-первых, я не помню, чтобы какие-то альбомы выпускал под своим именем. Борис Гребенщиков - это отдельный человек, который, в основном, придуман средствами массовой информации. О том, кто он на самом деле, никто ничего не знает. Вы даже не знаете, я ли это сижу или нет. Любой человек может отрастить такую бороду и надеть такие очки.
- Часто ли вы читаете отзывы поклонников о концертах?
- Всё время. Потому что для нас это единственная возможность обратной связи. Нам важно знать, что люди видят. Например, после нашего концерта в Харькове кто-то написал, что мы напоминаем группу пьяных, которые безуспешно пытаются собраться. Учитывая то, что уже много десятков лет наши концерты проходят без грамма спиртного, это довольно любопытно. Люди могут заметить что-то, чего мы сами не видим, и это повлияет на следующий концерт. Мы же не в пустоту играем, а для людей, и то, что они говорят, для нас очень важно.
- Никита Михалков сказал, что он никогда не обижается на завистников. А вы?
- Боюсь, что у меня нет завистников. Ведь Никита Сергеевич в более сложном положении, потому что он работает в области, требующей вложения чудовищного количества денег. И поэтому, что бы он ни делал, все будут ему завидовать, считать его деньги, и у него будет колоссальное количество злопыхателей.
- А у вас есть злопыхатели?
- Я не связан с деньгами, никак и ни с какой стороны, поэтому только безумец станет мне завидовать.
«Пиратство - самый нормальный способ распространения музыки»
- С тех пор, как вы начали творческую деятельность, произошел огромный технический прогресс. Сначала были аудиокассеты, потом диски, теперь и в них нет необходимости. Для вас это хорошо или плохо?
- То, что есть сейчас, - это идеальное состояние. Мне кажется, Интернет был придуман специально для нас. В ту секунду, когда у нас готова песня, мы ее можем отдать слушателям. Какое может быть большее счастье?
- Но ведь в коммерческом плане это невыгодно?
- Музыка и коммерция - это разные вещи. Если бы я хотел заниматься коммерцией, то открыл бы какой-нибудь ларек.
- То есть вы лояльно относитесь к пиратству?
- Это больше не пиратство, а самый нормальный способ распространения музыки. Я считаю, что музыкальная индустрия умерла. Она никого не устраивала с самого начала, и поэтому чем больше народу сейчас прыгает на ее трупе, тем лучше. Я очень люблю Интернет. Он позволяет быстро добиться всех своих целей. Любой человек, который хочет со мной связаться, может это сделать в течение одной секунды. И у него есть очень большой шанс получить ответ. Каждый день я отвечаю на большое количество писем, даже на самые нелепые.
- А зачем вы отвечаете на нелепые письма?
- Понимаете, бывает такое, что письмо написано нелепо, но человек писал его искренне и имел в виду очень важные для себя вещи. Я отвечаю на то, на что, по своим ощущениям, считаю необходимым ответить.
- А как вы относитесь к социальным сетям?
- Может быть, это - новый этап развития человечества? Но я бы не хотел быть частью такого человечества. Эти маленькие бессмысленные разговоры, которые там ведутся, уничтожают наш мозг.
«Передо мной не дорога, а чистое поле!»
- Когда-то давно вы сказали, что считаете себя дилетантом во всем. Это по-прежнему так?
- Дилетант - это тот, кому нравится то, что он делает. Мне нравится - значит, я дилетант.
- А для меня это значит, что вы - человек, который живет так, как ему хочется, и искренне получает от этого удовольствие. В то время как большинство людей живут так, как надо или как они привыкли, хотя им не нравится. Расскажите, как вам это удается?
- Здесь нет общего рецепта. Я уверен, что у каждого человека есть свой собственный путь, и каждый может обратиться к Богу, чтобы Бог объяснил конкретно ему или ей, каково оптимальное направление дальнейшей жизни. Ведь большая часть людей хочет находиться, как правильно было замечено, в сетях. Большая часть людей без этих сетей себя не мыслит. Большая часть людей любит сбиваться в стада, будь то партии или какие-нибудь еще группировки. Но для тех людей, которые однажды замечают, что им это неинтересно, для них открывается вся Вселенная.
- Выходит, достаточно просто по-настоящему захотеть?
- Да. Понимаете, самое главное, о чем мы постоянно забываем, что в этом мире, в котором мы живем, важно только одно - захотеть и сформулировать, чего ты хочешь. Как только это приходит, - всё, считайте, что искомое у вас в кармане.
- А у вас еще остались вопросы к Богу по поводу пути?
- У меня их никогда и не было.
- Неужели вам так повезло в жизни, что даже не пришлось определяться - вся дорога перед вами?
- Да и дороги никакой нет. Чистое поле!
Пафосный гуру? Просто умный человек!
Я редко пишу о своих личных впечатлениях от концерта или общения с известным человеком. Но на этот раз не могу удержаться.
Встречу с Борисом Гребенщиковым я воспринимала примерно как необходимость прочесть «Войну и мир»: полезно для общего развития, но сложно для понимания, и удовольствие вряд ли доставит. Потому что я, как и многие, люблю «Аквариум» времен фильма «Асса», люблю «Город золотой» и «Старика Козлодоева». А Гребенщиков современного образца казался мне странноватым дядькой с претензией на элитарное искусство, с заумными песнями, непомерным самомнением и косицей в бороде.
Я бы не использовала таких резких эпитетов, если бы это оказалось правдой. Но счастлива признаться, что ошибалась практически во всем, начиная с косицы. Ее больше нет, и теперь с симпатичной подстриженной бородкой БГ похож на Джо Кокера.
Что касается самомнения, то его Борису Борисычу и вправду не занимать. Но он имеет на это право. Из того, как он себя держит, что и как говорит, становится очевидно, что он не строит из себя просветленного, а на самом деле гораздо умнее и мудрее большей части окружающих. И свое превосходство он если и демонстрирует, то не нагло, а очень тонко и интеллигентно. С теми же, кто слушает и понимает его музыку, и вовсе держится на равных.
Гребенщиков - первый на моей памяти артист, которого зал «Юности» не только провожал, но даже встречал стоя. С самого начала он был в прекрасном расположении духа, и даже позволил себе необычное отступление, запев вдруг «Сердце, тебе не хочется покоя» Утесова. Кроме этого, «Аквариум» отыграл 28 песен, а потом еще целых пять на бис, хотя на предыдущих концертах этого тура ограничивался двумя-тремя. Обстановка была более чем душевная. «Что нам делать с пьяным матросом?» кричали хором, «Минуте на пути» Вертинского внимали затаив дыхание, к новым песням прислушивались с любопытством, а «Поезд в огне» вызвал просто бурю восторга.
В общем, Борис Борисыч доказал, что даже спустя тридцать лет его можно любить не за былые заслуги, а за то, какой он прямо сейчас. А зрители получили огромное удовольствие и даже почти поняли все его новые песни - действительно, не такие уж они сложные. Если, конечно, вы прочли больше десяти книг.
Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.