Дмитрий Хворостовский: Ваш премьер - крепкий мужик!

«Ваши земляки - строгие и конкретные», - считает Дмитрий Хворостовский.

Один из лучших баритонов мира приехал в Донецк в рамках фестиваля «Сходи до неба» и поделился с «Донбассом» своими впечатлениями об украинской политической элите, а также рассказал о том, как ему приходится перестраивать себя для поп-музыки, а в современной опере - раздеваться и быть акробатом. 

Непростой человек


- В предыдущий раз я выступал в Донецке очень давно - вас, по-моему, еще на свете не было, - начал Дмитрий. - И мне очень интересно вернуться в этот город, посмотреть, во что он превратился. Тем более что теперешняя политическая команда, я знаю, происходит из этого края. Здесь люди строгие, конкретные, деловые, держащие свое слово. Люди, которые имеют определенные перспективы для вашей страны. В общем, для меня это достаточно значимая поездка.

Впрочем, внимательно посмотреть, как изменился Донецк, Хворостовский так и не успел. Зато накануне встретился с украинским премьером Николаем Азаровым.

- Я свидетель: это была встреча двух величайших людей, которые говорили об очень сокровенных вещах. Согласитесь, что на официальном приеме не часто так бывает. А вчера это случилось, - рассказал президент фестиваля Владимир Симонов.

Дмитрий Хворостовский: Сцена - это зеркало души.

Дмитрий Хворостовский: «Сцена - это зеркало души».

Дмитрию явно понравилось говорить с Азаровым о сокровенных вещах. И на комплименты он не поскупился:

- Это серьезный, крепкий мужик с глубинным знанием жизни, разбирающийся в людях, уверенный в том, что ему нужно, для политика достаточно просвещенный в разных областях. Я был по-хорошему приятно удивлен, общаясь с ним. Интересный харизматичный человек, с которым есть о чем поговорить.

- Вы знакомы со многими выдающимися людьми. Кто еще произвел на вас сильное впечатление?


- Мне очень повезло: я с детства был окружен интереснейшими, удивительными людьми, благодаря которым я, как губка, впитывая в себя всё, смог чего-то достичь. В первую очередь, это мои педагоги, Екатерина Иоффе и Ирина Архипова, которые поддерживали меня, отслеживали каждый мой шаг. Несмотря на все мои взбрыкивания и сопротивления, они сумели проконтролировать меня до конца, благодаря чему я и состоялся как музыкант. И сейчас абсолютно счастлив, что мне доводится работать с величайшими музыкантами мира. Большинство из них - прекрасные люди. Да, со сложными характерами, но это те личности, на которые смотришь и учишься. И работая с ними, ты становишься лучше, растешь. Каждый выход на сцену - это как новая ступенька вверх. И у окружающих тебя людей, от коллег до рабочих сцены, хорошие ли они, плохие ли, ты учишься. Тому, как можно делать, а как нельзя.

- А у вас чему хорошему можно научиться?

- Да что вы, я вообще состою из сплошных недостатков! И не завидую людям, которые окружают меня, живут со мной и которые вынуждены меня терпеть. Мне кажется, я, мягко говоря, не очень простой человек. И постоянно пытаюсь с собой бороться.

Лучше быть горбуном, чем секс-символом


- Вы как-то сказали, что создали себя как русский певец вопреки системе, которая причесывала всех под одну гребенку. А что бы вы посоветовали начинающим певцам, которых система пытается причесать сейчас?

- Знаете, талантам обычно помогают, а бездари пробиваются сами. Если у человека есть настоящий талант, всегда найдутся люди - и в системе, и вне ее - которые каким-то образом помогут. Нужно быть целеустремленным и уверенным в том, что то, чем ты занимаешься, действительно правильно и нужно. А еще - нужно гореть, ничего не видеть, кроме этого. И тогда тебе просто интересно будет жить - неважно, с помощью или без нее. И это будет уже второй вопрос, пробьешься ты или нет. Как правило, люди талантливые и увлеченные горят. Это горение замечают те, кто должен, и выделяют таких людей из общей толпы. Именно это и произошло со мной.

- Кроме всего прочего, вы красивый мужчина, вас часто награждают разными лестными эпитетами вроде «секс-символ мировой оперной сцены». А как вы сами считаете, насколько важен внешний вид для талантливого человека?

- На сцене внешность блекнет, потому что там становится очень обозримо твое нутро. Сцена - это как зеркало твоей души, иногда даже кривое. То, что в тебе присутствует немножко, на сцене может вырасти до гигантских масштабов, может тебя изуродовать. Поэтому ты должен быть предельно чистым, петь, как первый и последний раз в жизни. Если ты станешь вилять, или скрывать что-то, или пытаться выбраться за счет так называемого профессионализма, контакта со зрителем не получится. А каждый концерт - это нахождение контакта с нуля. Ты не выходишь на сцену секс-символом - ты выходишь знакомиться со зрителями, которые практически тебя не знают. Конечно, приятная внешность помогает. Но в последнее время я очень часто пою всяких страшных горбунов и злодеев, намеренно искажая свой внешний вид. И, честно говоря, мне это нравится больше, чем быть секс-символом. Спросите любого драматического актера - он вам скажет, что играть отрицательных персонажей гораздо интереснее.

На сцене театра оперы и балета Дмитрий Хворостовский исполнил арии из классических опер под аккомпанемент своего любимого пианиста Ивари Илья.

На сцене театра оперы и балета Дмитрий Хворостовский исполнил арии из классических опер под аккомпанемент своего любимого пианиста Ивари Илья.

- А насколько важны драматические способности для оперного певца?

- Очень важны! Современный оперный певец - это, в первую очередь, поющий актер. Требования современной оперы сильно отличаются даже от тех требований, которые были десять лет назад. Теперь уже нельзя просто выйти и петь, хорошо переживая то, что ты поешь. В современных постановках подчас нужно обладать и актерским талантом, и недюжинным здоровьем, и физическими способностями, и быть едва ли не акробатом. Многие режиссеры любят раздевать актеров, поэтому необходимо хорошо выглядеть, уметь двигаться. Так что опера сейчас - это потрясающий синтезированный жанр, который включает в себя практически всё.

В YouTube меня видит весь мир

- Наверное, одним из самых впечатляющих ваших выступлений был концерт на Красной площади, который транслировался в 25 странах. Планируете ли вы еще что-нибудь такое же масштабное?

- Специально я ничего такого не планирую. Регулярно пою в Кремле, и практически каждое мое выступление снимает российское телевидение - меня просто балуют таким образом. А буквально несколько минут спустя эти записи появляются на YouTube, где их смотрит весь остальной мир. Так что мне грех жаловаться, и необязательно выступать на Красной площади, чтобы тебя увидели и услышали все. Конечно, это очень почетно и необычно, но всё же это не концертная площадка.

- Вы можете позволить себе выбирать, где выступать и что петь - или всё-таки приходится учитывать пожелания менеджеров?

- У меня абсолютно полная свобода выбора во всем. Вот уже более двадцати лет я свободный художник, и лучшего ничего не знаю. Я нигде не числюсь, не получаю зарплату, у меня нет трудовой книжки. И просто счастлив такому положению вещей.

- А как развивается ваше сотрудничество с Игорем Крутым (оперный певец и композитор из мира шоу-бизнеса создали совместную программу «Дежавю», в которой Хворостовский впервые попробовал себя в эстрадном жанре. - Прим. А.С.)?


- Наша с Игорем работа продолжается, есть новые планы в области популярной музыки. Знаю, что моя оперная публика не всегда бывает довольна такими экспериментами, но я - творческая личность и ищу для себя новые ипостаси. Я и к рок-музыке тоже отношусь очень хорошо. С четырнадцати до семнадцати лет даже играл в рок-группе и был совершенно фанатически увлечен этим жанром.

- Со стороны кажется, что для оперного певца такого уровня работать в популярных жанрах должно быть очень просто. Но, может быть, на эстраде есть свои сложности?

- Я тоже думал, что, если я пою без микрофона, то с ним получится вообще запросто. Ан нет! Мне приходится перестраиваться, иногда очень болезненно, ведь микрофонное звучание совершенно другое, и это нужно учитывать. Вся жизнь так работает. Когда ты расслабляешься и начинаешь думать, что ухватил Бога за одно место, тут тебя, как правило, по этому месту и шлепают.

Зажегся свет - родилась радость

Несмотря на то, что Дмитрий Хворостовский сам вовсю изменяет опере с эстрадными жанрами (кроме совместного проекта с Крутым, он записал еще цикл военных песен), певец часто сетует, что люди в основной массе не интересуются классической музыкой. Однако в Донецке, куда он приехал именно с классическим репертуаром, зал оперного театра был забит под завязку.

Публика состояла из местных «сливок общества» во главе с Людмилой Янукович, которым по статусу положено посещать подобные концерты, и «истинных ценителей». Самой яркой представительницей последних стала Алина Коробко, которая не только пришла сама, но и привела своих студентов из донецкой консерватории. Радует, что ценителей было всё-таки больше, чем «випов» - судя по тому, что зрители узнавали все произведения, аплодировали в тему и вообще слушали достаточно осмысленно.

Аккомпанировал Хворостовскому известный эстонский пианист Ивари Илья, с которым певец сотрудничает уже много лет. Первое отделение было полностью посвящено романсам Рахманинова, во втором Хворостовский исполнил арии из опер Россини, Вагнера, Рубинштейна и Верди. Трижды Дмитрий вышел на бис, причем в третий раз - уже после того, как ему вручили все цветы и в зале зажегся свет. Последним, самым приятным и неожиданным сюрпризом стала русская народная песня «Прощай, радость».


Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: