Юрий Шевчук понял, как надо жить

Юрий Шевчук - дончанам: «Мы не быдло, не электорат.  А люди - живые, чувствующие, думающие».

Культовый рок-музыкант и неординарный человек представил в Донецке душевную программу и признался, что изменил свои взгляды.

Юрий ШЕВЧУК: Это немцам можно тосковать - а нам, ребятки, нет!

Самая интеллигентная рок-группа из Питера - именно так чаще всего представляют «ДДТ» - показала в ДМ «Юность» новую программу «Сольник». Музыканты во главе с бессменным лидером Юрием Шевчуком устроили для дончан камерный музыкально-поэтический вечер с роковым финалом.

После сольника устроим групповуху

Сильных музыкантов и интересных личностей среди представителей старого доброго русского рока, к счастью, пока хватает: Бутусов, Гребенщиков, Кинчев, Макаревич, Шклярский... И, конечно, Шевчук - главный бунтарь среди всех коллег по цеху. Именно из-за этого отличительного качества на каждую встречу с ним идёшь с обострённым любопытством: какая тема на этот раз станет лейтмотивом разговора? Нашёл ли он, в конце концов, ответ на вопрос, как нужно жить?

Если в прошлом году журналистам «Донбасса» удалось поговорить с лидером «ДДТ» ночью в гостинице уже после концерта, то на этот раз Шевчук предложил пообщаться перед выступлением, как только группа прибудет в город. Наконец, после трёхчасового ожидания, у входа в отель остановился автобус.

- Ну здравствуйте! Рад снова быть у вас! - с улыбкой признался Юрий Юлианович. - Устали мы в дороге, но вы нас так долго ждали... давайте разговаривать!

И тут же сам начал рассказывать о своих делах:

- Этот тур мы начали в апреле в Мурманске, потихонечку двигались от Ледовитого океана к весне. Вот в Питере сейчас холодно, плюс 12. А у вас тут лето! С таким замечательным настроением мы отработаем оставшиеся десять концертов, а потом уйдём в творческий отпуск на три месяца. Будем думать-размышлять над новым альбомом, который уже давно не даёт покоя моей дурной голове, и ребятам тоже. Такие у нас планы. В прошлом году в Донецке мы давали «Иначе». По-моему, было неплохо: такой мощный проект с достаточно серьёзным энергетическим зарядом. «Сольник» - другая программа, более камерная. Тут и джаз, и блюз, и авторская песня. В общем, группа «ДДТ» покажет вам разные грани своего творчества.

- Как возникла идея такого концерта? Уж очень велик контраст с прошлогодним выступлением, посвящённым борьбе со всеми нынешними пороками...

- Но контраст - это ведь важно! Хотя идея «Сольника» возникла спонтанно: мы готовили «Иначе», а нам предложили выступить в знаменитой петербургской филармонии, где мы сыграли неожиданный для нас самих мягкий концерт. Так получилась эта совершенно странная программа. Но в ней что-то есть: какое-то сердце в ней бьется, она очень музыкальная и широкая по красоте музыкальных стилей, мелодий, интересная своими импровизациями. Это не монолог, а именно диалог со зрителем. Но мы уже думаем над третьей программой, которую условно назвали «Группа в ухо».

- Уточните, как пишется название: с предлогом или слитно. На слух непонятно!

Музыканты засмеялись, а Шевчук уточнил:

- Мы пока думаем над этим. Зависит от содержания. Но после сольника что ещё может быть? Коллективное бессознательное - оно же у всех нас ещё с Советского Союза, без этого никуда.

Расслабленно-позитивное настроение  Юрия Шевчука чувствовалось во всём:  как он ходил по залу, общался с публикой  и веселился на сцене.

Расслабленно-позитивное настроение  Юрия Шевчука чувствовалось во всём:  как он ходил по залу, общался с публикой  и веселился на сцене.

Разговоры об управдоме - это кокетство

- Юрий Юлианович, сейчас вы такой расслабленно-позитивный. Что с вами произошло?

- В прошлом году я держал образ Каменного гостя или Железного дровосека. Говорил себе: «Юра, дер-жись, не улыбайся!» А вообще мы же с вами живые: есть вдох, есть выдох. Безусловная такая парадигма. К тому же  сейчас вокруг много печали, поэтому мы, наверное, и подошли так близко к такому тотальному позитиву. Хочется его. Вот мы выступали в Берлине, и я говорил публике: «Это вам можно поскулить, поныть - у вас же всё хорошо, а нам-то нельзя. Потому что нас едят живьём все эти проблемы, и у нас можно жить только на тотальном позитиве!» Кстати, такова концепция нашего нового альбома!

- О, это здорово! Вы уже признались в Интернете, что недавно написали десять песен. Значит, они получаются светлыми?

- Настрой там разный. Может, у нас с вами разные понятия о позитиве. Может, у нас там живые мерт-вецы! (смеётся). Как говорил философ Гераклид, нет ни добра, ни зла. Просто одно перетекает в другое и наоборот.

- А ещё вы недавно написали ВКонтакте, что иногда у вас возникает мысль, не пора ли уже идти в управдомы. С чего это вдруг?

- Наверное, я кокетничал. Думаю, мы ещё лет пять повоюем. Пока песни сыпятся - значит, нормально. Перестанут песни писаться - пойдём в управдомы. Но ещё чувствуется, что мы людям нужны и не зря едим хлеб. Народ везде билеты покупает. Я на каждом концерте спрашиваю: «А денег-то не жалко?» И мне отвечают, что нет. Раз не жалко - поём. Станет жалко - перестанем петь. Тут всё очень просто, с одной стороны. С другой - за этими простыми словами стоит вся жизнь. Да, это так. Ну и что же? А шахтёрам что, легче живётся?

Поеду кормить маму клубникой

- 12 июня в родной Уфе у вас состоится совместный концерт с Земфирой. Чья это идея?

- Предложение поступило от третьего лица из Уфы. Город взял на себя расходы, а мы с Земфирой согласились, и с удовольствием отбабахаем землякам мощный такой концерт.уверен, что будет очень интересно.

- А отпуск где проведёте? Понятно, что часть посвятите подготовке альбома, но хоть немного отдохнёте?

- Да у меня отпуска как такового никогда не бывает. Когда мы выступали в Германии, в Эссене ещё раз сняли на видео программу «Иначе». Я понадеялся, что немецкие кинош-ники справятся с задачей, потому что мы уже три раза снимали этот фильм, но как-то не получалось. Так что в начале отпуска поеду к ним монтировать своё кино. Потом нач-нётся запись песен… Вот такой отпуск меня ждёт.

- Вы и день рождения (16 мая музыканту исполнилось 56 лет. - Прим. И.П.) провели, монтируя фильм…

- Да, с восьми утра до часу ночи работал, а потом начал читать поздравительные смс-ки.

- Ну а когда маму ездили поздравлять с днём её рождения (20 мая), хоть там удалось как следует отметить?

- Да! А маме моей исполнилось 88 лет: двойная бесконечность! Я говорю: «Фания Акрамовна, это же ёлы-палы!» Но вот отец не дожил, да… Похоронил в январе… Вот так всё… А маму я вот на днях перевезу на дачу, будет у меня там есть клубнику. Правда, она у нас созреет только в середине июля. Хотя мы у вас тут уже поели черешню-клубнику! Так что Украина для нас - рай! Но в шалаше.


Быть человеком - очень сложно

Настолько камерным выступление «ДДТ» невозможно было представить! Всё началось с того, что при закрытом занавесе на сцену вышел сам Ю.Ю. и сказал:

- Ещё не все собрались, но вы-то пришли вовремя, поэтому начнём!

Музыкант спрыгнул в зал и пошёл по рядам, читая стихотворение «Проводник» из программы «Иначе». Народ потянулся к кумиру, и Шевчук стал пожимать руки всем желающим. Осчастливив десятки зрителей, он вернулся на сцену, занавес распахнулся, явив остальных музыкантов среди низко висящих плафонов, излучающих мягкий свет...

В итоге звучали и старые песни, и более новые: «Пропавший без вести», «Ларёк», «Ветер», «Антонина», «Не стреляй», «Просвистела», «Дождь»,  «Мама, это рок-н-ролл», «Осень», «Родина». А финальным аккордом, конечно, стало исполнение хита «Это всё, что останется после меня...»

Музыканты приготовили для дончан свои сольные подарки. Так, трубач Иван Васильев неожиданно заиграл «Спят курганы тёмные», а зал начал петь. В общем, в этот вечер зрители и музыканты были едины как никогда.

Прощаясь, Шевчук обратился к залу:

- Кто мы? Люди! Не быдло, не электорат. А люди - живые, чувствующие, думающие. Нужно самим думать - и всё будет хорошо. Быть человеком - очень сложно, по себе знаю. Но надо стараться!

Я - Кощей Бессмертный. Поэтому всегда молодой!

Уже попрощавшись со всеми журналистами, Шевчук спросил у меня: ну что, пресс-конференция получилась?

- Весело, душевно, но мало, - честно призналась я. - Мы в этот раз не успели с вами ни о чём серьёзном поговорить...

- Вообще мне это серьёзное... (провёл рукой по горлу и улыбнулся). Оно всегда со мной.

- Тогда скажите хотя бы, чем сейчас занимаются ваши сыновья? О них ничего не слышно. Вот вы с нами возитесь, уму-разуму учите, а к ним удаётся достучаться?

- Давно не слышно? Ну и слава Богу! (смеётся). Дурака они валяют, вот чем занимаются. Как и вся молодёжь сейчас. Но это ничего - главное, чтобы не стали артистами. Потому что если можешь не быть артистом - лучше не быть. Это точно. А хотите сфотографироваться с Кощеем Бессмертным? Я сам себя так называю, потому что группа молодая, а я уже старый дядька. Но в душе молодой. Я не перестаю восхищаться жизнью и удивляться ей. По-прежнему обламываюсь, когда вижу зло, несправедливость и ложь, которые тоже существуют в этом мире, и реагирую на это просто как подросток. Так что мне приятнее быть с молодёжью: она весёлая и харизматичная.


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: