Ради Вагнера в театр зовут скалолазов и сооружают 20-метровый помост

Мара Курочка утверждает, что донецкий оперный театр получит самую эффектную постановку «Летучего голландца» в мире.

В донецком оперном театре полным ходом идет подготовка к реализации уникального проекта всеукраинского масштаба - постановке оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в честь 200-летия со дня рождения композитора.

Поддержку идеи осуществляют солидные партнеры: посольство Германии и компания Рината Ахметова, поэтому можно надеяться, что самые смелые фантазии постановщиков будут воплощены в жизнь. По крайней мере, на это рассчитывает известный немецкий режиссер Мара Курочка, которая уже трудится над новым шедевром в репертуаре донецкого театра. Большую часть работы Мара пока делает на расстоянии, находясь в Германии, но на этой неделе приехала в шахтерскую столицу, чтобы представить эскизы декораций и обсудить технические моменты.

Как рассказала немецкая гостья «Донбассу», в ее послужном списке уже есть постановка «Голландца» - для театра швейцарского Базеля, однако донецкий вариант будет кардинально от него отличаться. В первую очередь, использованием гигантского проектора, который обеспечит быстрое перемещение зрителей со дна морского и обратно.

- Мы всё еще заняты поиском такого оборудования: на сегодня это одна из самых больших проблем для меня. Кроме того, до сих пор не определились с солистами: исполнять Вагнера под силу далеко не каждому. А еще волнуют нерешенные финансовые вопросы. Обычно я работаю в очень известных театрах с очень большими деньгами, надеюсь, что в Донецке мне ничего не помешает выполнить всё задуманное, - призналась немецкая гостья и рассказала, откуда у нее такая вполне славянская фамилия - Курочка. - Мои бабушка и дедушка до переезда в Германию жили в Днепропетровске. Но, к сожалению, языку они меня научить не успели. Зато, приехав сюда, я заметила такую интересную деталь: мужчины, с которыми я познакомилась в Донецке, во многом напоминают моего отца, поэтому я сразу почувствовала себя как дома! Возможно, благодаря этому я как никогда полна энтузиазма!

После технического совещания с участием немецкого режиссера стало понятно: чтобы соответствовать вагнеровскому размаху, донецкому театру придется пойти на то, чего в его истории еще не было. По замыслу Курочки, всю сцену закроет гигантский помост, и даже на 20 сантиметров будет выходить за ее пределы, начинаясь над оркестровой ямой. Одна из его сторон будет выглядеть как борт гигантского корабля, а максимальная высота составит два метра. Это нужно для того, чтобы у призраков и химер, появляющихся на сцене как бы из ниоткуда, была возможность делать это действительно внезапно, сквозь отверстия в «морской поверхности». Кстати, волны зальют не только подмостки - они будут бить вширь и ввысь, поэтому пространство над сценой тоже задекорируют, в связи с чем театру придется перед каждым показом «Голландца» обращаться за помощью к скалолазам. Но такие трудности никого не пугают.

- У нас есть спектакли, на монтаж декораций к которым требуется двое суток. Это и «Аида», и «Спартак», - объясняет заместитель директора по художественно-постановочной части Валентина Корниенко. - Так что мы готовы к еще одной сложной, но эффектной постановке.

Что касается костюмов, то их начнут шить только после следующей встречи немецко-украинской постановочной группы: в марте Мара вернется в Донецк с готовыми эскизами  немецкой художницы, сравнит их с предложениями художника по костюмам нашего театра и определится, кто из авторов ближе к Вагнеру.

Премьера «Летучего голландца» назначена на декабрь.

Построить корабль? Не проблема!

Конечно, масштаб этой постановки завораживает. Даже возникает волнение по поводу того, справятся ли художники донецкого театра с изготовлением такого объема технически сложных деталей? Однако спокойствие, с которым встретили журналистов «Донбасса» в мастерских, развеяло все сомнения.

Сейчас здесь заканчивают изготовление декораций и пошив костюмов к балету «Собор Парижской Богоматери», премьера которого назначена на 24-26 февраля.

- Как-то раз нам уже приходилось «строить» корабль - к балету «Корсар», - рассказал начальник бутафорского цеха Александр Дробный, поигрывая гигантским колоколом, который внешне так похож на литье, что, если бы не вес, никто бы не догадался, что он вырезан из пенопласта. - Так что морской тематикой нас не напугать. Конечно, опера Вагнера - это великое событие, но мы сумеем к нему достойно подготовиться. И вполне обойдемся своими силами, без помощи немецких мастеров!


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: