На ДМЗ "выковали" герб области и новые технологии

Донецкий металлургический завод дает работу 10 тысячам человек.

Один из самых известных заводов Украины отмечает 140-й день рождения. Именно это металлургическое предприятие стало в свое время сердцем будущего Донецка. С ним же связано появление символов нашего региона - пальмы Мерцалова и девиза: «Возможность доказана делом». А уж рекордов здесь было поставлено - монографии можно писать! Завод пытались уничтожить революция, войны, кризисы. Но он снова возрождался, давая работу тысячам людей, удивляя новыми изобретениями и качеством продукции. Специалисты подсчитали, что за 140 лет на Донецком металлургическом заводе было выплавлено 57 миллионов тонн металла. Этого хватило бы на 7 миллионов Эйфелевых башен, а также на железную дорогу длиной в 440 тысяч километров.

Первый блин был комом, но потом пошли рекорды

Всё началось в далеком 1869 году в Лондоне, где для разработки каменного угля на юге России, устройства чугуноплавильного и железоделательного заводов было основано «Новороссийское общество каменноугольного, железоделательного и рельсового производств». Оно-то в августе 70-го и приступило к строительству крупного предприятия на правом берегу Кальмиуса. Директором-распорядителем растущего завода назначили английского специалиста Джона Юза.

Пуск доменной печи в апреле 1871 года вышел комом: та «закозлилась». Ремонт длился девять месяцев. 24 января 72-го доменная печь была задута вторично, началась регулярная выплавка чугуна. Впервые на местном топливе - коксе. Именно в этот день Донецкий металлургический завод многие годы отмечал свое рождение. Но после того, как 17 февраля 2003-го на его территории открыл свои двери храм святителя Игнатия Мариупольского, два знаковых события решили совместить...

Завод прирастал печами, цехами, а вокруг появлялись сначала землянки, потом - бараки, больница, школа, а там и улочки... Так зарождалась Юзовка, позже - Сталино, теперь - Донецк.

К началу прошлого века производство чугуна по сравнению с 1872-м выросло в 45 раз,  о высоком качестве продукции завода свидетельствовало получение права изображать на ней герб Российской империи, а также гран-при всемирной выставки металлургических предприятий 1900 года в Париже.

«Кожа на лицах лопалась от жара»

Условия труда рабочих (при приеме им выдавался металлический жетон с табельным номером, который также служил и пропуском на завод), конечно, были очень тяжелыми. Смена длилась 12 часов, механизация практически отсутствовала.

- В доменном цехе работали катали. Им приходилось тащить «козу» - вот эту тачку с рудой и другими шихтовыми материалами - весом до 30 пудов, - показывает заведующая Народным музеем истории завода (более трех тысяч экспонатов), инженер-металлург Светлана Евсюкова реликвию прошлого. - А таким необычным молотом-тройником (два человека держали его за расходящиеся, как рогатка, рукояти, один - за ударную часть) разбивали горячий чугун и вручную грузили его в вагоны. Страдали кочегары паровых котлов, рабочие коксовых печей. В мартеновском цехе, который был построен в яме, завалка материалов производилась вручную. Чугун в печи заливался таким же образом. Жара (летом вообще кошмарная), постоянные ожоги раскаленным металлом...

«По ночам я ходил смотреть на каждый выпуск чугуна из доменных печей. Чугун лился по канавам в земле, дымясь багровым паром, всё вокруг было густо окрашено только в два цвета - черный и красный. Рабочие в зареве жидкого чугуна были похожи на выходцев из ада», - так описывал труд на донецком заводе Константин Паустовский, которому в 1916 году довелось трудиться в здешнем снарядном цехе.

Горновой доменного цеха на выпуске чугуна.

Горновой доменного цеха на выпуске чугуна.

«Сталевары носили на плечах пудовые чушки чугуна. Корчась от пламени, они швыряли чугун в пасти печей, откуда с яростью выбивался огонь, будто хотел догнать рабочих и сжечь их. Кожа на лицах лопалась от жара, одежда дымилась», - это уже Леонид Жариков в своей «Повести о суровом друге» вспоминает ужасы мартеновского цеха.

Известно, что Александр Куприн в «Молохе» описывал именно Юзовский завод, над которым «стояло огромное колеблющееся зарево», а «на его кровавом фоне стойко и четко рисовались темные верхушки высоких труб, между тем, как нижние части их расплывались в сером тумане, шедшем от земли».

В общем - пекло. Куда всё же стремились попасть, чтобы иметь стабильный заработок, угол, возможность лечиться. Поэтому, когда в период гражданской войны завод оказался полностью разрушен, большевики бросили все силы, чтобы поднять его из руин. То же самое сделали, освободив столицу края от фашистских захватчиков (из трех тысяч мобилизованных заводчан 267 сложили головы, трое стали Героями Советского Союза, в том числе Иван Ткаченко, именем которого в Донецке названы улица и площадь). Частично эвакуированное на Урал, частично взорванное предприятие подняли в рекордно короткие сроки. Мартеновскую печь №4 начальник цеха, инженер-сталеплавильщик Савелий Телесов и мастер Андрей Соломко восстанавливали «по памяти», так как чертежи еще не вернулись из эвакуации. И ведь справились! Уже 18 февраля 1944 года она начала плавить сталь для нужд фронта.

Операция «Модернизация»

ДМЗ, где в разные годы работали лучшие специалисты отечественной металлургии (в том числе Михаил Курако и Иван Бардин), Герои Социалистического труда, лауреаты Госпремий, множество ученых и новаторов, постоянно внедрял передовые технологии. Именно здесь впервые ввели скоростные плавки строго по заказам (т.е. в соответствии с тем химсоставом металла, который необходим клиенту) и систему испарительного охлаждения элементов мартеновских печей; запустили первую в мире промышленную установку непрерывной разливки стали (она недавно пережила капитальную модернизацию); разработали и первыми в Европе внедрили технологию вдувания пылеугольного топлива в горн доменной печи.

Развал СССР больно ударил по заводу, как и по всей промышленности бывшего Союза. Пришлось искать новые рынки сбыта, инвесторов… Но цель у завода та же, что была все 140 лет - выдавать качественный продукт. Без совершенствования производства сделать это в наше время частых кризисов и жесткой конкуренции невозможно.

- Наше предприятие всегда являлось лидером внедрения передовых достижений. Продолжается это и в новом веке, - говорит заместитель генерального директора ПрАО «Донецксталь» -Металлургический завод» по стратегическому развитию Андрей Емченко. - В доменном цехе мы используем собственную уникальную установку вдувания пылеугольного топлива, отказавшись от природного газа. В планах - закрыть мартеновское производство и ввести в эксплуатацию электросталеплавильную печь. Это даст колоссальный экономический и экологический эффект. Несколько месяцев назад на стане 2300 заработала новая нагревательная печь итальянского производства - в результате мы сократили расход природного газа в 2,5 раза и улучшили качество нагрева. В общем, живем не только прошлым, но и смотрим в будущее, которое, верим, будет успешным.

180 династий!

Сейчас на заводе трудятся девять заслуженных металлургов Украины, четыре заслуженных работника промышленности, а руководит предприятием Герой Украины Александр Рыженков.

Что до династий, то их тут - 180! Только у семьи Костиных-Чуевых наберется до тысячи лет общего трудового стажа. Дедушка ныне работающей в литейном цехе Тамары Хаметовой пришел на завод каменщиком в… 1888 году! А три поколения семьи Прядун (отец, сын и внук) трудятся исключительно в доменном цехе на разливмашинах.

В список ветеранов предприятия входит 28 человек, принятых в 50-62 гг. Аксакалом считается наладчик путевых машин и механизмов (железнодорожный цех) Юрий Павлович Линник. Ему уже за 70, а всё в строю.

Людей здесь ценят, заботясь не только о постоянном улучшении условий труда, но и об отдыхе (имеются специальные места для него прямо в цехах, спорткомплекс «Металлург» в Донецке, база отдыха в Юрьевке, пансионат в Седово, детский «Городок улыбок» и зоопарк на территории завода), духовности (библиотеки, храм святителя Игнатия Мариупольского, центр славянской культуры).

Кстати, о духовном. Сегодня молитву о здравии и благоденствии донецких металлургов вознесут в 290 храмах Украины, России, Германии, Грузии, где находятся колокола, созданные мастерами литейного цеха «Донецкстали» (их отлили 1680 общей массой 560 тонн). А потом одновременно зазвучат и все звоны…

Привет от Менделеева и Мерцалова

Создатель легендарной периодической таблицы Дмитрий Менделеев совершил в 1888 году поездку в Донецкий бассейн для изучения природных залежей и состояния угольной промышленности края. После посещения предприятий «Новороссийского общества», в том числе металлургического завода, он отметил: «Недавняя пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». Часть этой фразы украшает сегодня герб Донецкой области. Там же красуется знаменитая пальма, которую кузнец Юзовского завода Алексей Мерцалов и молотобоец Филипп Шкарин выковали из рельса для Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде (на фото), которая прошла в 1896 году. Высота чудо-дерева - 3 метра 53 сантиметра, общий вес изделия - 325 килограммов. Мастера нашего края так восхитили организаторов, что те присудили им высшую награду - Государственную медаль. После выставки пальму Мерцалова передали в Петербургский горный институт, где она «растет» и поныне. С 17 августа 1999 года ее изображение является составной частью герба нашего региона.


Андрей Кривцун.