На компьютерной «игле»: что во благо, что во вред

На компьютерной «игле»: что во благо, что во вред

Не стоит винить компьютер в том, что ребенок стал от него зависим - так же, как никто не винит природу за то, что растет марихуана. Просто есть дети, подростки, которые предрасположены к зависимости вообще. Скорее всего, компьютерные игры опасны при психических заболеваниях, а для здорового ребенка при умеренном «потреблении» идут на пользу.

Мое детство и детство старших поколений отличается от детства современных детей. Можно выделить множество параметров отличия, но здесь мы поговорим о тех отличиях, которые появились за счет развития техники и технологий. Одним из последних массово распространившихся великих достижений человечества является компьютер и технологии, с ним связанные. Человечество меняется от поколения к поколению (развиваясь или же деградируя — вопрос спорный, но факт - меняется). Появление компьютера и Интернета изменило мир, а вместе с миром поменялся и человек. Выдающийся психолог Л. С. Выготский говорил, что человек, рождаясь, застает верх человеческого развития. И вот в какой-то момент человек, рождаясь, обнаруживает компьютер.

В силу своей многофункциональности компьютеры заменяют детям многие игрушки и даже взрослых. Компьютер может использоваться как средство для игр, обучения, развития. Но насколько хорошо это замещение реальных игрушек и взрослых? В этом, безусловно, есть положительные черты. Но во многом компьютер обвиняют. Не буду брать физические отклонения – ухудшение зрения, гиподинамию и т.д., а обращу внимание на такую сложность, порой возникающую, как компьютерная зависимость.

Компьютеры-убийцы

Насколько страшна компьютерная аддикция? В СМИ есть масса примеров, когда причиной смерти, например, от истощения или суицидов называется «компьютерная зависимость». Рассмотрим для иллюстрации насколько примеров.

12-летний подросток из Екатеринбурга погиб после 12 часов непрерывной игры на компьютере. У мальчика случился инсульт. Врачи детской городской больницы № 9, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, причиной проблем со здоровьем которых, они называют компьютерную зависимость, пишет cyberinfo.ru.

Приведу еще несколько примеров. Как пишет Лента.ру 38-летний геймер из Южной Кореи умер перед монитором компьютера после того, как провел в интернет-кафе 10 дней. До этого прошло сообщение о том, что в 28-летний кореец также умер после того, как в течение 50 часов безостановочно играл в компьютерные игры. Похожая ситуация произошла в Китае: там умер тридцатилетний геймер после трех суток непрерывной игры. В Братании по поводу смерти от компьютерной зависимости даже сделали социальную рекламу, в которой изображен мальчик, сжимающий в руках контроллер приставки, а поясняет эту картину недвусмысленная надпись: «Хочешь пораньше умереть? Ничего не делай».

С одной стороны — это яркие примеры вреда от компьютера, и вроде бы как компьютерные игры — зло, с которым нужно бороться. Но заметим, что не сама компьютерная игра стала причиной смерти, а психологическая зависимость. Есть более спорные примеры причин смерти, в которых тоже пытаются обвинить компьютерные игры. Я имею в виду случай, когда 6 подростков друг за другом совершили самоубийство, при этом все они играли в игру Final Fantasy. В качестве одной из версий произошедшего следствие рассматривает влияние игры.

Расследования некоторых смертельных случаев показали, что люди, умершие от «компьютерной зависимости», на самом деле страдали шизофренией. Тут закрадываются сомнения — а справедливо ли вообще говорить о том, что человек умер от компьютера? Может быть он уже был чем-то болен и просто не мог долго сидеть в напряжении? Ведь не всех же берут в космонавты... и даже водить автомобиль можно не всем. Никто не называет причиной рака работу в офисе по 8 часов, хотя некоторые работающие люди болеют раком. Так может быть просто родителям нужно быть внимательней к своим детям и дозировать нагрузку, в том числе игру за компьютером?

Как бы там ни было, сойдемся на том, что сам по себе компьютер не убивает человека. Те или иные отклонения в его здоровье могут лишь обостриться от игры. И тут первопричина — неполадки в психике, провоцирующие развитие компьютерной зависимости, а уж потом (в силу тех или иных причин) возникают более драматические проявления.

Природа кибер-аддикции

Я думаю, что в самой человеческой природе заложена зависимость от чего-либо. Это может быть алкоголизм, наркомания, сюда же можно отнести трудоголиков, хороших писателей и художников, изобретателей и много еще кого, кто по-настоящему увлечен своим делом. Разница лишь в том, что какие-то зависимости общество и государство поощряет, а какие-то нет. Отчасти запрет связан с тем, чтобы обеспечить безопасность и выживание членов общества, отчасти только с тем, что это новое.

Компьютерная зависимость имеет ту же природу, что и алкогольная или наркотическая, сейчас с этим согласны большинство специалистов. Хотя может быть все не совсем так. Может быть, просто появилась «новая фишка» и люди на нее набросились. Ведь газеты и телевидение сейчас являются нормой, но когда они только появлялись у них была масса противников. Да и если посмотреть на истории популярных игровых новинок: сначала на них ажиотажный спрос, но потом они становятся не нужны, а новое поколение геймеров даже не пытается играть в старые игры. И тут дело не только в том, что некоторые из них с высоты новинок кажутся примитивными, а в том, что общество к ним адаптировалось, получило некую «социальную прививку». Может, со временем про кибер-аддикцию можно будет прочитать лишь в учебных пособиях... Но все же пока компьютерная зависимость не термин из научной теории, а реальность, которая портит жизнь многим людям.

Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектами неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Но почему она развивается? В принципе логичным будет предположить, что первопричина не вещество или предмет, от которого человек зависим, а некие внутренние предпосылки. Есть несколько очень спорных предположений на эту тему, есть и более обоснованные.

Зависимость изучают несколько наук. Есть теория, согласно которой причиной компьютерной зависимости является биологические изменения организма. Некоторые ученые говорят о синдроме функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария, который как раз и приводит к разного рода аддикциям, в том числе зависимости от компьютерных игр. Другие ученые выявили ген зависимости - правда, чаще говорят о генетической предрасположенности к наркомании или алкоголизму, но порой и кибер-зависимость считают генетически обусловленной. Честно сказать, я не очень верю в биологию в данном контексте, как и в судьбу и прочие штуки. Ведь поверить в это — лишить человека воли, и отказать науке в возможности реабилитации зависимых. Я считаю, что зависимость — это управляемое явление.

«Попал в плохую компанию»?

Есть мнения о социальных предпосылках зависимости. Так, одной из них называется нестабильность в обществе. Причем, не только экономическая, но и нестабильность ценностей, девальвация некоторых из них. Также влияют и социальные группы, в которых находится человек, субкультура этих групп. С недавних пор можно выделить уже устоявшуюся субкультуру геймеров, которая может затягивать подростка, и ему уже сложно будет от нее отказаться.

К социально-психологическим причинам можно отнести проблему, обозначенную известным психиатром, психотерапевтом, философом Виктором Франклом. Он говорил о том, что в современном обществе важной проблемой является фрустрация экзистенциальных потребностей, то есть утрата смысла жизни. Он говорил, что «если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться осуществления этого счастья в обход осуществления смысла, в частности, с помощью химических препаратов». Понятно, что для детей и подростков смысл жизни не имеет большого значения, но изменение ценностей в обществе как следствие потери этого смысла взрослыми, очень даже влияют на детей.

Психология аддикции

Есть также и психологические теории зависимости. Я думаю, что как раз психологические предпосылки и играют ключевую роль в формировании любой аддикции. В психологии зависимость (аддикция) относится к девиантному поведению. Девиантное поведение определяется как поступки или действия индивида, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в каком-то конкретном обществе. Хотя увлеченность компьютером, количество часов, проведенных за ним не регулируется нормали морали или культуры, родители часто ограничивают это время или позволяют ребенку поиграть в качестве поощрения. Многие родители осуждают своих детей за то, что они проводят много времени за компьютером, говоря им о том, что они мало времени уделяют школьным занятиям. Поэтому компьютерную зависимость вполне можно отнести к одному из видов девиации, так как своим поведением ребенок нарушает требования родителей.

В разных теориях, истоки появления зависимости определялись по-своему. Так, психолог и психиатр Альфред Адлер полагал, что у человека есть врожденный комплекс неполноценности, из-за чего он вынужден выстраивать разные схемы компенсации. Соответственно, можно рассматривать уход в компьютерную игру как один из вариантов неадекватной компенсации. В игре человек такой, каким он хочет быть - без всяких комплексов, - а в реальности ему дискомфортно.

Психолог, философ, психоаналитик Эрих Фромм считал, что человек испытывает фатальное чувство отчужденности, от которого всю жизнь пытается избавиться. Если анализировать причины компьютерной зависимости с этой точки зрения, то механизм формирования зависимости можно объяснить так: игрок в процессе игры не чувствует отчужденности, он взаимодействует с другими персонажами, а закончив играть, возвращается к этому чувству.

Эрик Эриксон говорил о том, что существует 8 определенных стадий развития личности человека, каждая из которых представляет собой кризис, в котором должна разрешиться дуальность будущих психологических качеств, основ. Так, в первый год жизни у ребенка формируется либо базисное доверие, либо базисное недоверие, на 2-й – 3-й годы жизни стоит выбор между автономией и стыдом, сомнением, в 4 – 5 лет (дошкольный возраст) противоборство происходит между инициативой (предприимчивостью) и чувством вины, в 6 – 11 лет ребенок выбирает между трудолюбием (умелостью) и чувством неполноценности, в 12 – 18 лет происходит либо идентичность, либо смешение ролей, в период ранней взрослости кризис разрешается либо в пользу близости, либо человек решает быть в изоляции, в зрелом возрасте генеративность выступает против стагнации, в пенсионном возрасте человек решается между целостностью эго и отчаяниянием. Таким образом, можно предположить, что в зависимости от того, какую стадию развития человек не смог пройти, где его личность осталась недоразвитой - туда он и возвращается в игре, чтобы попытаться пережить этот период вновь и компенсировать деструктивное развитие.

Но понятно, что в те времена, когда жили эти великие люди, компьютеров еще не было, и здесь мы строим лишь некоторые предположения, исходя из теорий, которые объясняли другие типы зависимости. Но есть и современные исследования. Над пониманием механизма компьютерной зависимости бились многие психологи. Например Елена Львина и др. в своих исследованиях доказали, что развитие компьютерной зависимости связано с определенными личностными особенностями, такими как высокая доминантность, низкая терпимость, низкая самооценка. Ими установлено также, что существует отрицательная корреляция между кибер-аддикцией и положительной самоидентичностью.

Анастасия Жичкина, изучая кибер-аддикцию, выявила, что у пользователей, страдающих компьютерной зависимостью, ярко выражено стремление избавиться от требований социального окружения и удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке. А виртуальные персонажи, которых создают игроки, являются компенсацией недостатков реальной ситуации.

Михаил Иванов в своей работе «Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека» говорит о том, что высокая тревожность является причиной зависимости от компьютерных игр. Человек тревожится за свою реальную жизнь и уходит в жизнь виртуальную, где у него все получается. Правда, при этом у него возникает тревожность, что здесь не реальный мир, но в реальном мире он неуспешен. Возвращаясь в мир реальный, он убеждается в этом и опять переходит в мир виртуальный.

Можно конечно спорить, что появилось раньше — тревожность или аддикция, но эти явления на 100% взаимосвязаны, и я все же склоняюсь к тому, что первоисточником является тревожность. Это такая же ситуация, как спор о том, что является первопричиной шизофрении — генетическая наследственность или условия развития. Пока не доказано ни то, ни другое, но стоит задуматься над тем, какой ребенок может вырасти, если его воспитывает один или оба родителей-шизофреников.

Также Иванов пишет о двух составляющих компьютерной зависимости: уход от реальности и принятие роли. Уход от реальности — это уход от возможных проблем в реальной жизни, а принятие роли позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Играть - это хорошо

К чему я это все написал? Для одного простого вывода: не стоит винить компьютер в том, что ребенок стал от него зависим - так же, как никто не винит природу за то, что растет марихуана. Просто есть дети, подростки, которые предрасположены к зависимости, причем не строго к кибер-аддикции, а к зависимости вообще. И это справедливо независимо от того, какая теория о причинах зависимости верна. Формы девиации-зависимости взаимосвязаны, поэтому если ребенок не будет зависим от компьютера, он вполне может пристраститься к чему-нибудь другому. Просто с предрасположенными ребятами нужно работать, выстраивать с ними особую форму взаимодействия, которая бы позволяла не развиваться зависимости. А те дети, у которых нет предрасположенности к аддикциям, пусть спокойно играют, с ними ничего не случится. И более того, не нужно провоцировать запретами у ребенка ощущения, что он делает что-то плохое, идет против правил. Запрещая, мы создаем прецедент девиации. Играть — это хорошо.

Если вернуться к теориям, которые описывают причины зависимости, то можно заметить парадокс в том, что некоторые личностные факторы формируют зависимость от игры, но в тоже время сама игра может способствовать развитию личности человека, решению его сложностей и развитию.

Я бы не стал относить к первопричинам проблем с ребенком увлечение компьютерными играми. Может быть компьютерная зависимость - это всего лишь современная возможность выхода психологических и психических проблем на поверхность? А сами компьютерные игры — новое средство развития, которое дала нашим детям цивилизация? Ведь на протяжении всей истории человечества с совершенствованием «технологий» и развитием средств труда развивались и игры детей. Так что, скорее всего, компьютерные игры опасны при психических заболеваниях, а для здорового ребенка при умеренном «потреблении» идут на пользу.

Если раньше взрослые были, например, охотниками или воинами, то и у детей были игрушечные луки и мечи и помимо игры, они подготавливались к реальности, учились использовать на игрушечных прототипах, чтобы, повзрослев, умело использовать реальные предметы, становясь хорошими охотниками или воинами. И компьютер в этом смысле — современное средство производства, а не просто «технологическая игрушка». Дети, играющие в компьютерные игры, учатся при этом и другому его функциональному использованию. И в этом смысле, «общение» с компьютером дает возможности развития нужных в жизни навыков и умений, ведь не даром при обучении часто используются компьютерные игры, правда специально разработанные для выработки того или иного «умения».

Возможно, пройдет время и «новая волна общественного негодования» выльется на новую технологию, изобретение, будут кричать, рассказывая новые страшилки...


По материалам: webplanet.ru, www.cripo.com.ua
Читайте также: