Рак кожи: ученые раскрыли один секрет

Согласно выводам австрийских биологов, ключевую роль в развитии рака кожи играет белок Raf-1. Это открытие уже позволило вывести породу не подверженных меланоме мышей и может привести к появлению лекарств, нейтрализующих опухолевые клетки.

Рак кожи, меланома, является одним из наиболее опасных онкологических заболеваний. Опасность меланомы состоит в том, что она чаще других опухолей дает метастазы и рецидивы после терапии или хирургического удаления. На поиск причин меланомы направлены усилия исследователей во всем мире – и некоторые результаты уже есть. Помимо выявления пагубной роли ультрафиолетового облучения в соляриях ученым удалось вывести мышь, которая не болеет раком кожи, а заодно выяснить, как именно появляются в здоровой ткани клетки опухоли.

Два белка

Ранее считалось, что в развитии раковых клеток основную роль играет белок Ras, а точнее, несколько биохимических реакций, в которые вступает этот белок, – так называемый Ras-каскад. Исследователи полагали, что они в итоге и определяют как перерождение клеток в злокачественные, так и их последующее деление.

Однако австрийские ученые, изучая белок Raf-1, выяснили, что именно он отвечает за развитием меланомы. Мыши, которых методами генной инженерии лишили возможности синтезировать Raf-1, оказались не подвержены раку кожи. Даже если у них в организме синтезировался Ras, который ранее считался виновным в формировании опухолей, мыши все равно оставались здоровыми.

Почему белки?

Практически все биологические исследования причин болезней так или иначе связаны с белками и генами. Это объясняется тем, что белки не просто образуют тело клетки – их роль намного шире. При помощи белков клетка расщепляет глюкозу и другие питательные вещества, реагирует на внешние воздействия и даже устраняет поломки в ДНК. Кроме того, именно белки обеспечивают большинству клеток выполнение специфических функций – мышечные сокращения, передвижение и захватывание микроорганизмов (макрофаги), передачу нервных импульсов и так далее.

Некоторые белки вдобавок переключают активность генов. Иногда один белок может влиять на сотни других, подавляя или, напротив, активируя экспрессию генов, запуская синтез того или иного белка. И если в этом тонком процессе происходит сбой, то для клетки хорошим это не закончится. В частности, если сбой произошел на этапе «специализации» клетки, итогом может стать бесконтрольно делящаяся клетка опухоли.

Неуязвимые

Клетки меланомы возникают из тех же клеток, что и здоровая кожа. Отличия начинаются на этапе «специализации», или, как говорят биологи, дифференцировки, клеток. Опухолевые клетки утрачивают важную способность передвигаться из глубинных слоев кожи к поверхности, превращаться в нормальные и при этом приобретают одно губительное для организма свойство, а именно способность игнорировать сигналы самоуничтожения.

Любая клетка может в ответ на определенный химический сигнал запустить процессы, приводящие к собственному разрушению и гибели – апоптозу. Апоптоз при всей своей кажущейся странности очень важен для организма в целом, поскольку он позволяет избавляться от ставших ненужными клеток и регулировать рост тканей. И то, что клетки раковой опухоли апоптозу не подвержены, очень сильно усложняет борьбу с ними.

Меланома исчезнет

Опираясь на знание того, что рак кожи связан с конкретным белком, исследователи смогли пойти дальше. Они выяснили также, что белок Raf-1 связан именно со «специализацией» клеток, точнее, с ее нарушением. Эта информация, в свою очередь, пригодится для поиска новых лекарств. Возможно, путем направленного воздействия на конкретный белок удастся заставить клетки меланомы снова превратиться в обычные.

По материалам: gzt.ru