Молодая мама отказалась от ребенка. А потом... отвоевала сына

Сироте Катюше сейчас даже страшно подумать, как она чуть было не отказалась от самого родного человечка - сына Дениски.

Катюша поднимает большие голубые глаза, и ее личико, сохранившее детскую свежесть, становится похожим на классический ангельский лик с рождественской открытки. За огромными окнами-арками чужого дома метет белый снег, налипая на стекла. В доме с фантастически высокими потолками и свежими белыми стенами Катюша живет в своем маленьком уголке, отгороженном от большой комнаты стеллажами со старыми книгами и детскими игрушками. Здесь, на диване у окошка, спит ее крохотный сын Дениска, такой же светлоглазый и такой же терпеливый, как она, - мама, которая по наивности подписала отказ от малыша, но потом смогла отвоевать и его, и место под солнцем.

Любовь пришла… по ошибке

Восемнадцатилетняя Катя хорошо помнит свою семью, в ней - практически все: мама, сестра, бабушка и дедушка. Не было лишь папы, который умер раньше. А когда не стало мамы, за малышкой приехала чужая женщина - воспитательница из  интерната и забрала из родного дома в Донецке. Как и большинство сирот, она  после девятого класса оказалась в училище. Девчушке предложили профессию, хоть и «пыльную», но вполне востребованную - маляр-штукатур. Катюше выделили место в общежитии и выдавали на руки стипендию. И не хватало в ее новой, взрослой,  жизни только одного - большой любви.

Володю, который учился в другой группе, Катюша приметила давно. Спокойная и тихая сирота наблюдала за бесшабашным пареньком издали. Их судьбы были схожи. Мама Вовы умерла 14 лет назад, папа в тот же год оказался в тюрьме, а их сын - сначала у тети, а потом в интернате. Его старшие брат и сестра очутились в Славянске и Часов Яре, и с тех пор они никогда не видели друг друга.

Владимир учился на сварщика. В отличие от Катюши был эмоциональным и взрывным. А то, что они начали встречаться, оказалось… ошибкой.

Вове очень понравилась Катина тезка. Донести всю силу этих чувств до девушки был уполномочен хороший друг Владимира - Саша. Александр был заслан на «женскую половину» с дипломатической миссией - от имени Вовы предложить очаровательной Кате встречаться. Та, обрадованная, конечно же, согласилась,  ведь в душе она давно мечтала именно об этом!  -  и стороны ударили по рукам. Всё бы хорошо, но вскоре выяснилось: дружбан перепутал двух Екатерин и сделал соблазнительное предложение совсем не той девушке! Но Владимир повел себя неожиданно, и раз уж так вышло, решил повстречаться с Катей-тихоней.

- А что ему оставалось? - теперь смеется Катюша. - Отказаться он уже не смог! А другая Катя к тому времени благополучно встречалась с парнем и ни за что не согласилась бы на предложение Вовы, - так что она не в обиде.

«Сделаешь аборт - ко мне не подходи!»


То, что Катюша ждет от него ребенка, первым понял Володя.

- Кать, а ты беременна! - выпалил он с неожиданной уверенностью.

Девушка только посмеялась: «Да не может быть!». Но Вова не отступал и даже потребовал, чтоб Катюша пошла к врачу. Та подчинилась, и доктор вынес ошеломительный вердикт: сроку-то пять недель!

- Я ахнула! - рассказывает Катя - и видно, что она, вспоминая, снова переживает тот «момент истины». - С одной стороны, была рада, а с другой - «не в себе». Мне с ребенком было  просто некуда деваться…

Катюша очень хорошо знала, что  родившая сирота автоматически лишается комнаты в общежитии. Едва вступив во взрослую жизнь, девушки с малышами теряют все - учебу, жилье и надежду на будущее. Социальных общежитий для молодых мам у нас нет, а руководство училищ с ними особо не панькается. Выходом становится либо аборт, либо отказ от уже рожденного ребенка… Этого, как выяснилось, хотели и наставники из училища.

- Испугавшись, я решила пойти на аборт, но Вова воспротивился, - вспоминает она. - «Сделаешь это - вообще ко мне не подходи и про меня забудь!», и  я не решилась…

У  Екатерины до сих пор официально есть свой дом на окраине Донецка, тот, в котором когда-то она жила с мамой. На вопрос о судьбе жилья девушка охотно отвечает, мол, там сейчас крестная делает ремонт. Да только «родычка», кажется, не желает видеть там Катюшу и любезно предлагает девушке переселиться из Донецка в… Южноукраинск. Такая же ситуация у Володи. Частный дом в Макеевке, в котором он теоретически может жить, давно превратился в развалюху посреди заросшего бурьяном участка…  Такое «пристанище» - удел подавляющего большинства сирот.

Родила после фильма ужасов

Один из осенних вечеров, когда Катюша была уже на сносях, будущие родители провели всё в том же общежитии училища. Развлекались от души - как вспоминает Вова, смотрели фильмы - «Пилу-4» и «про людоедов». Но выспаться им не дали совсем другие события: в три часа ночи Катя разбудила Володю: «Просыпайся! Пора!».  Она вспоминает: рожала легко. Потом выясняется: оказывается, схватки длились всю ночь, а врачи, мягко говоря, не баловали девушку вниманием и заботой. Чтобы не кричать от боли при родах, Катюша закрывала себе рот рукой. Терпеливая и, как большинство интернатовцев, не  ждущая к себе сочувствия и всеобщего внимания, она поразила медиков своей силой воли.

Дениска родился здоровым, весом в два восемьсот. Катя пробыла с ним в роддоме неделю, кормя малыша грудью. Володя привозил ей лакомства, купленные на стипендию, и… еду из столовки, расположенной при училище.

«Тетя Таня» повернула время вспять

А потом мастера в училище начали психологическую атаку на юную мать, убеждая оставить ребенка на попечение государства: мол, откажись от него на полгода, доучись, а потом заберешь дитя. Надо сказать, что подобная практика, когда мамочек подбивают отдать  малыша «на время», широко распространена в «сиротских» учебных заведениях. Мастера, в общем-то, желают воспитанницам добра в своем понимании этого слова - чтобы те выучились и не оказались на улице. Только вот это начинание оборачивается трагедиями - мало кто из «зеленых» мамаш, оставив ребенка в роддоме, потом возвращается за ним. Для психики это не проходит даром: с подобной душевной травмой девочки просто не справляются и через некоторое время идут по наклонной…

Катя тоже стала одной из тех, кто отдал малыша «на полгода». После расставания с Дениской ее накрыла черная тоска. Как в дурмане, Катюша продолжала ходить на занятия в училище. У нее была температура, и молоко «перегорало», в то время как где-то ее малыша чужие люди кормили искусственными смесями.   Получив стипендию, она ехала в больницу, накупив подгузников и питания для Дениса. Маму к сыну не пускали - в стране как раз случился разгул эпидемии гриппа. А медики уже готовили документы для передачи «отказного» малыша в Дом малютки, который бы стал точкой невозврата…

Сирота отвоевала сына

О том, что Вова стал отцом, руководитель организации «Молодежный альтернативный центр» Татьяна Носач узнала случайно. Она уже несколько лет работает с «проблемными» детьми - беспризорниками и сиротами. Один из таких мальчиков - Стас - был ее подопечным и другом Володи.  По его совету, именно к «тете Тане», как к единственному человеку, который сможет помочь, бросились Володя и Катя, когда поняли, что рискуют лишиться сыночка. Та, выслушав, ничего не обещала, но ринулась «в бой» за сирот. Неумолимые колеса бюрократической машины вовремя удалось повернуть вспять: Дениса все-таки отдали родителям. А вскоре и мастера пошли на попятную - дали разрешение на свободное посещение занятий.

А в феврале у них - свадьба!

Поселить Катюшу и малыша было решено в Донецке - в огромном доме возле железнодорожного вокзала, который голландский меценат приобрел для общественной организации, работающей с беспризорниками. Жилье, которое уже несколько лет доводят до ума собственными силами волонтеры, некогда принадлежало многодетной цыганской семье. В незнакомом доме с ребенком на руках она поначалу впала в панику, боясь, что действительно не справится с навалившейся ответственностью, однако постепенно все вошло в колею.

С трудом, но восстановить грудное вскармливание Кате все же удалось, и сейчас в почти трехмесячном малыше уже пять килограммов. Папа приезжает к ним с гостинцами на выходные. Вещами для Дениски помогают добрые люди.

- Мы думаем, что ребята пробудут у нас как минимум год, чтобы у них была возможность научиться обращаться с малышом, - говорит Татьяна Носач. - Какова ситуация с их жильем, мы планируем проверить в скором времени. Сейчас оформляем пособие, которое ребята хотят использовать для ремонта того дома, который окажется наиболее пригодным для проживания.

Катю и Вову очень скоро ждет еще одно событие - на 15 февраля у них намечена свадьба...

Катя мечтает о кольце

- Я знаю, какой подарок она хотела бы получить от меня, - говорит Володя, а Катюша вдруг начинает страшно смущаться. - Золотое кольцо!

Сейчас  мечты об этом украшении кажутся ребятам столь дерзкими, что в разговоре на миг возникает неловкая пауза. Но Вова верит в то, что скоро он сможет подарить любимой колечко - ведь она подарила ему Дениску, ради которого он готов изменить в своей жизни всё…


Евгения Мартынова. Фото автора.