Восемь "обязаловок" для первоклашки от педагога и психолога

Семилетний Влад Титов с легкостью прошел психологическую подготовку к школе.

«Давайте внука еще подер­жим дома!» - с мольбой восклицает бабушка. «Нет, хватит! Потом переростком будет - все в классе засмеют», - парирует папа. Чтобы понять, готов ребенок к школе или нет, существуют разные методы. О них и пойдет речь в нашей публикации.

Главное - не чтение, а навыки общения


- До начала занятий родственникам будущего первоклассника следует сходить в школу, познакомиться с учителем, с условиями, в которых будет обучаться ребенок, выяснить, какие пособия или другие школьные принадлежности следует для него приобрести, - отмечает зам. директора детского учебно-воспитательного комплекса «Корн» по учебной работе, учитель начальных классов Александра Захарова. - Главное, чтобы «домашние» дети умели общаться со сверстниками и взрослыми. Ведь им придется взаимодействовать с коллективом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он привыкает руководить родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Такому чаду будет трудно адаптироваться к новым условиям, а учителю - непросто найти общий язык с его родителями (зачастую они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок).

А еще будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.

- Что необходимо школьнику-новичку в области развития речи?


- Нужно четко произносить все звуки речи (если этого не происходит, обратитесь к логопеду); выделять заданный звук в потоке речи; уметь произносить слова по слогам и составлять предложения из трех-пяти слов и рассказ по картинке, читать наизусть любимые стихо-творения (желательно знать при этом автора).

- А касательно математических способностей?

- К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные представления: уметь считать до десяти и обратно, называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка, сравнивать две группы предметов, уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.

- Как настроить его, чтобы и палку не перегнуть, и к учебе подтолкнуть?


- Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня. Не пугайте его будущими трудностями в школе, не отчаивайтесь, если не сразу всё будет получаться. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, потому что личностно-ори­ен­тированный подход к обучению и воспитанию предполагает изучение его личных успехов, личного роста относительно самого себя.

Усадите за письменный стол


- Можно ли подождать с организацией рабочего места до второго класса? Ведь в первом уроков практически не задают.


- Обязательно купите первокласснику письменный стол! Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в его ящики учебные принадлежности, научится поддерживать порядок на рабочем месте.

Приобретая мебель, учитывайте рост ребенка. Если он 110-115 см, то высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а сиденья стула - 26 см. При росте от 115-130 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой стола и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Хвалите и поддерживайте


- Часто бывает, что ребенок с энтузиазмом готовится к 1 сентября, собирает рюкзак, рассматривает пенал, гордится новенькой школьной формой, но, придя в класс, «скисает» на глазах, едва возникают первые трудности. Что делать?

- Будьте щедры на похвалу. Замечание же должно быть конкретным и не касаться личности ребенка. Надо уважать его новую жизнь. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Всё это - его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

Заместитель директора детского учебно-воспитательного комплекса «Корн» по учебной работе Александра Захарова с детьми

Заместитель директора детского учебно-воспитательного комплекса «Корн» по учебной работе Александра Захарова всегда готова помочь детям.

Не стоит выделять своего ребенка перед сверстниками - это породит зависть одноклассников, подчеркивает Александра Захарова. Вам необходимо также запомнить имена учителей, друзей, их родителей. Тогда вы будете занимать в беседе с ребенком более активную позицию.

- Очень важно уважение к миру малыша, - продолжает педагог. - Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. При подготовке к школе вы должны оставаться для ребенка добрым, понимающим родителем. И будьте уверены: ваши любовь и терпение обязательно помогут ему стать хорошим учеником!

Накануне похода в школу ребенок должен знать и уметь


- Свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

- Времена года, названия месяцев, дней недели, различать основные цвета.

- Пересчитывать группы предметов в пределах десяти.

- Сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.

- Объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

- Находить в группе предметов лишний (например, из ряда картинок группы «Одежда» убрать картинку с изображением туфель).

- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах и т.д.

- Отличать: вправо, влево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под и т.д.

Комментарий «Донбассу»

Самостоятельность и надежный тыл

Практикующий психолог Ирина Боднарь дала рекомендации, которые помогут родителям и ученику-новобранцу.

Практикующий психолог Ирина Боднарь

Практикующий психолог Ирина Боднарь: «Будите ребенка ласково и с улыбкой!»

- Утром будите ребенка спокойно и с улыбкой. Лучше делать это на десять минут раньше, чем потом спешить. Умение рассчитывать время - ваша задача, и если вы опаздываете, то вины ребенка в этом нет.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь тут же задавать взбучку чаду. Разберитесь с глазу на глаз дома, спокойно проанализировав ситуацию вместе.

- Ученик должен самостоятельно выполнять домашнее задание, но в то же время знать, что за спиной - надежный тыл. Он, конечно, будет то и дело обращаться к вам с просьбой о помощи. И вы обязательно ее окажете, но лишь после того, как он приложит максимум усилий для того, чтобы справиться самому.

- Чаще говорите: «Не волнуйся, и всё получится!». И тогда многое в самом деле начнет получаться.

- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль. Усталость и плохое настроение - это могут быть показатели трудностей в учебе и конфликтов в новом коллективе.


Ольга Николаева. Фото автора и Марии Титовой.
Читайте также: