Психолог нужен многим родителям

Начальник службы по делам детей Елена Лукьянчук постоянно общается с Любами, Кристинами, Женями, и взрослеющие подростки ей очень благодарны за добрые советы.

Так считают горловские специалисты по работе с детьми

Чрезмерная опека отца-одиночки

Когда Любочке было два года, ее мать лишили родительских прав, а потом женщина и вовсе умерла. Все хлопоты по воспитанию дочери взвалил на себя отец Николай Степанович. Водитель, он всегда стремился подработать, лишь бы его девочка ни в чем не нуждалась. Растил её, ставшую для него светом в окошке, самоотверженно и очень боялся разрушить слаженный дуэт. Даже не женился, опасаясь, что мачеха обидит ребенка. И пока Люба была маленькой, ничто не нарушало идиллию одинокого отцовства. Но как только она стала входить в подростковый возраст, начала проявлять характер и самостоятельность. А папа, будто не замечая, что дочка растет, по-прежнему контролировал каждый ее шаг и опекал 24 часа в сутки. Люба, чувствуя недоверие отца, все чаще, отключая телефон, становилась «временно недоступна», врала и рвалась на волю.

Николай Степанович воспринимал это очень болезненно. Пытаясь образумить дитя, запрещал ей все и вся. Но к чести отца, он, не усугубляя конфликт, всегда вовремя обращается за помощью в службу по делам детей горсовета Горловки. Там уже три года периодически работают с этой семьей, и после того, как Люба в очередной раз взбрыкнет, довольно успешно выравнивают ситуацию.

- Любе 15 лет. Взрослый, симпатичный, милый ребенок, от которого запретами послушания не добьешься. У нее появились свои секреты, возможно, внимание  мальчиков, а отец, не понимая, что надо быть гибче, по-прежнему хочет абсолютно все знать и контролировать каждый шаг по минутам, - рассказывает начальник службы по делам детей горсовета Горловки Елена Лукьянчук. - К счастью, этот папа, думая о благе дочери, идет на контакт со специалистами. Но, к сожалению, таких родителей меньшинство.

Спасовал перед бывшей супругой

На учете в различных профильных структурах Горловки до сотни детей 12-18 лет, с которыми в семьях не могут найти общий язык. По мнению психологов, типичная ошибка взрослых в заблуждении, что с годами ребенок начинает больше понимать, поэтому проблемы рассосутся сами собой. Родители стремятся воспитывать своих отпрысков так же, как воспитывали их. А чада ведь уже не те. Даже многие дошкольники умеют пользоваться компьютером и мобильником. Им зачастую недостаточно лишь точки зрения родителей. Дети, способные получить любую информацию извне, могут со старшими спорить, отстаивать свое мнение. Чуткие гибкие люди стремятся это учитывать, а действующие по старинке продолжают исповедовать авторитаризм.

После развода современная, продвинутая мама с высшим образованием сделала все, чтобы в глазах дочери представить отца последним негодяем. Это ей удалось в полной мере, но радости в отношениях с Кристиной не добавило. Конфликт между самыми близкими людьми зашел так далеко, что девочка уходила из дому, и милиция, которая подключалась к ее поискам, водворяла беглянку в центр социально-психологической реабилитации детей. Маме бы уняться после такого поворота событий и полного краха своих методов воспитания, но нет. Женщина продолжала стоять на своем: дочь надо проучить, она должна понять, что мое слово для нее закон, я сама решу, сколько времени Кристина проведет в центре… Наладить отношения девочки с отцом тоже не удалось. Нормальный мужчина произвел на специалистов самое благоприятное впечатление. Но он спасовал перед бывшей супругой.

Папа всех подмял под себя

В тот же центр несколько лет назад (тогда он назывался приютом) специалисты определили мальчика Женю. К ним на прием пришла его бабушка с жалобой на зятя, который за не выученные уроки до гематом и ссадин избил ребенка ремнем. Поразительно, но даже мама не встала на защиту сына: в семье все ходили по струнке и жили по безапелляционной указке отца. Психологи долго с ним работали, но так и не были услышаны. Согласно закону о предупреждении насилия в семье, ему вынесли официальное порицание. В итоге мужчина очень обиделся на тещу за перенесенный позор и… перестал замечать сына. Он игнорирует Женю и тем самым наказывает его морально. Это очень сильно ударило по самолюбию и психике мальчика, который стал агрессивным, связался со старшими друзьями, начал выпивать и пропускать занятия в высшем профессиональном училище транспорта. И снова тревогу забила все та же беспокойная и любящая бабушка.

- Парню идет 17-й год, а у него никакого тыла. С мамой удалось переговорить только втайне от отца, и она со слезами призналась, что муж подмял под себя всю семью, создал в доме нетерпимую обстановку. А противостоять ему она не в силах и сыну не заступница. В общем, чувствовали, что теряем мальчика, - честно рассказывала Елена Лукьянчук. - Поэтому, признаюсь, если бы не психолог центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Елена Потапчук, здесь мы могли бы расписаться в своем бессилии. Она нашла к нему ключик! Женя начал выравниваться и понемногу отогреваться.


Ирина Коженцова. Фото автора.