Мнемоника спешит на помощь

Елена Гришко держит картинку, которая помогает первокласснице Алине Луговской рассказывать стихотворение.

Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам! Это смешное математическое определение, как и присказка о «пифагоровых штанах», не раз спасало двоечников разных поколений от фиаско на контрольной и у доски. Облечённые в смешные и яркие образы, а не просто «зазубренные» формулы, правила и даже стихотворения остаются в памяти гораздо дольше. Использовать мнемонику (из греческого - «искусство запоминать») можно с раннего детства. Для этого родителям нужно знать простые принципы, о которых рассказала корреспонденту «Донбасса» учитель класса с развивающим обучением артёмовского УВК №11 Елена Гришко.

Стихи - рисуем

Даже если ребёнок - «звезда» всех утренников и схватывает на лету, однажды всё-таки и на вашем родительском пути встретится стихо­творение, которое невозможно выучить! В нём будут меняться местами слова, выскакивать за строчки рифмы, а смысл - исчезать с каждым следующим прочтением. Только не пытайтесь «впихнуть» слова в голову насильно: в самый ответственный момент они оттуда благополучно выпрыгнут! Лучше включите фантазию.

- Предложите ребёнку схематично нарисовать то, о чём идёт речь в каждой строчке. Желательно на отдельных листах, чтобы можно было выкладывать их поочерёдно. Возьмём всем известное стихотворение о мишке косолапом. Обратите его внимание на трудное для понимания слово «косолапый», нарисуйте такие медвежьи лапки. Потом, например, шишку, которая поёт, широко открыв рот. Не предлагайте сразу свои варианты, сначала послушайте, с чем ассоциируются слова у малыша, - рассказывает Елена Гришко.

Если приучить ребёнка при чтении стихотворения рисовать, пусть даже в воображении, яркие образы, это приведёт к более эмоциональному, а значит, качественному восприятию поэзии. А с самыми маленькими можно разыгрывать «пальчиковые» сценки: это и развитие мелкой моторики, и помощь в концентрации внимания. С помощью ладошек можно показывать животных, птичек, предметы, о которых идёт речь.  

Правила - рифмуем

Для одних выучить правило - дело пяти минут, но через полгода они уже не могут его припомнить и применить. А некоторые с самого начала мучаются со всевозможными исключениями и условиями употребления. И для тех, и для других подспорьем станет рифмовка строчек. Особенно нравятся детям те,  которые написаны с юмором. Елена Гришко советует:

- «Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно» - так мы учим правила русского языка. Мнемонические строки есть для каждого возраста. Придумать их можно самостоятельно или даже попросив об этом самого ребёнка. Сейчас выпускают целые книги для учителей и родителей, в которых собраны стихотворные варианты правил для разных сфер: математики, физики, химии, языков и даже музыки. Если видите, что ваш школьник «застрял» на какой-то теме, не может запомнить формулу или правило, сделайте из этого стихотворение. На примере своих младшеклассников я вижу, что это работает!

Такие рифмовки на самом деле могут быть полезны не только малышам и школьникам: с удовольствием рифмуют и студенты, которым приходится заучивать сложные понятия и законы.     

1. Спрягаем глаголы

Гнать, держать,
       смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть.
Вы запомните, друзья:
Их на Е спрягать нельзя.

2. Закон Архимеда

Тело, всунутое в воду,
      выпирает на  свободу
с  силой выпертой воды
     телом, всунутым туды.

3. Химические правила

Химик, запомни как оду -
      льют кислоту в воду.

Удачно кодируем

Правила правописания, математические и физические законы и даже явления природы можно закодировать, чтобы память это надёжно зафиксировала.

Помните, как определить, какая луна - растущая или убывающая - сейчас на небе?  

Правильно, подставив палец к полумесяцу, когда смотрите на небо: если получается «Р» - луна растущая,  а если «У» - убывающая. Или известное правило радуги «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», когда первая буква слова совпадает с первой буквой цвета. А как вам такой современный вариант: «Кварк Окружает Жаркий Занавес Глюонов, Создающих Флюиды»?!

- Детям иногда трудно запомнить названия падежей. Я, например, использую такую фразу «Иван Решил Дорогую Вазу Тане Подарить». И обязательно предлагаю детям самим сочинить предложения, которые помогут вспомнить падежи. Вы удивитесь, какие оригинальные идеи будут выдвигать дети! - говорит учительница.

По такому же принципу можно зашифровать что угодно, главное, чтобы вы делали всё весело и с хорошим настроением. И тогда в вашей памяти это будет связано с положительными эмоциями, а значит, обязательно сохранится надолго!

Как запомнить цифры числа «Пи»

Количество букв в каждом слове этого предложения соответствует числам математической константы.

Кто и шутя, и играя возжелает «Пи» узнать число - его узнает!(3,1415926536)


Елизавета Гончарова. Фото автора.
Читайте также: