Как побороть "первоклассные" трудности

Школа - это не только учёба! 1-Б класс празднует окончание учебного года.

На интернет-форумах мамы будущих первоклашек то и дело задают вопросы, к чему должно быть готово их чадо. Многие родительницы даже не подозревают, насколько важно подготовить ребёнка к школе. За советами «Донбасс» обратился в специализированную физико-математическую школу №17 города Донецка.

Друзья бывают у добрых

Мария Покотиленко только окончила первый класс, и уже с нетерпением ждёт, когда снова сядет за парту. Ещё бы, ведь за год у девочки появилось много друзей и любимая учительница Майя Николаевна.

- Я до школы ходила в садик, - рассказывает Маша. - Нас там учили читать, писать, задачки решать. Только сейчас нужно сидеть на уроке 35 минут, а раньше - кто сколько хотел. Нам выдавали тетрадки, и каждый делал, что нравится больше. Я и с мамой дома занималась, и в школу будущего первоклассника ходила. Люблю свой класс, в котором 35 человек, и все они - мои друзья. Любимый предмет - математика, а чтение не очень нравится.

Девочка вспоминает, как первого сентября пришла на линейку с мамой. Она тогда совсем не боялась, ведь очень ждала этого дня, и её надежды оправдались.

Её одноклассницы Ангелина Кузина, Ангелина Лимакина и Ксения Прозорова тоже ходили в садик и школу будущего первоклассника, где познакомились со многими ребятами из класса. Именно там девочки почувствовали впервые, как это - быть школьницами. Их подругу Вику Литвинову готовила учительница на дому, поэтому девочка, как и остальные, быстро влилась в ряды школьников.

Подружки советуют будущим первоклассникам учить чтение, письмо и математику, чтобы в школе было проще. «Нужно быть добрыми и помогать друг другу, тогда будет много друзей в классе», - хором говорят они.

Важно вызвать интерес к учёбе

Папа Марии, Игорь Викторович, рассказал, что они с женой подошли к подготовке дочери к школе со всей ответственностью.

- Каждый день мы с Машей, читали, писали, рисовали… Ведь садик без помощи родителей не сможет дать всего, что нужно ребёнку. Мы старались изобретать какие-то способы, чтобы заинтересовать дочку, привить любовь к учёбе. Дочь легко выучила буквы благодаря азбуке, которая висит на стене: нажимаешь на любую - и она звучит. Советую родителям - узнавайте заранее, какие учителя пользуются большим уважением. Люди ведь просто так говорить не будут. Вот мы с самого начала хотели к Майе Николаевне, и не пожалели, что попали к ней.

Мама Ксении  Ирина считает, что важно настроить ребёнка, чтоб он не думал о школе как о чём-то страшном и неизведанном.

- Конечно, следует заниматься с ним, делать акцент на чтении - оно нужно в первую очередь, но одновременно не забывать и о том, что сейчас лето - время отдыха.

Требуется внимание родителей

Учитель начальных классов Майя Пучко:

- Я выпустила в этом году 1-Б класс. Дети - просто молодцы, каждый стремился узнать что-то новое, получить хорошую оценку. Я думаю, это потому, что родители нашли к ним правильный подход, объяснили заранее, как нужно вести себя в школе, подготовили начальную базу знаний.

Конечно, ребёнку легче будет адаптироваться в кругу сверстников, найти друзей, если он ходил в садик. К тому же там малышей учат тому, что они должны знать, переступая школьный порог. Например, очень хорошо, если дети читают хотя бы по слогам, тогда осилить стихотворения, гимны из учебников для них не станет проблемой.

По новой программе ребёнок должен приходить в первый класс и уметь не только считать до десяти, но и прибавлять-вычитать в пределах этой цифры. Этому их как раз и обучают в детском саду.

Но родители должны и сами больше времени уделять чаду - читать вместе, писать, решать примеры, логические задачки, больше разговаривать - развивать речь. Идя по улице, нужно всё время общаться, отвечать на его вопросы и самому их задавать, рассказывать об окружающем мире. Пособий в помощь масса, например, книги издательств «Основа», «Ранок».

Если малыш в садик не ходил, с ним нужно заниматься ещё усерднее. Часто сталкиваюсь с тем, что у первоклашек совершенно не развита кисть руки, и им очень сложно на трудах, да и во время письма они быстро устают. Чтобы такого не было, желательно покупать игры, в которых нужно что-то вырезать, собирать, разукрашивать - это отлично развивает моторику руки.

Также я заметила, что сейчас у малышей ослабленное здоровье. Необходимо укреп-лять их иммунитет. И высидеть 35 минут урока для многим тяжело. Родители рассказывают, что первое время дети приходят домой и сразу ложатся спать. Поэтому несколько недель после начала занятий уроки труда, физкультуры, музыки, рисования и даже математики мы проводим на улице. Считаем деревья, листики и так далее.

Он уже «взрослый»

Психолог Наталья Перепетченко:

- Родителям будущего первоклассника советую постепенно «забывать» о том, что их ребёнок маленький. Давайте ему дома посильную работу, пусть у него будут какие-то обязанности. Конечно, это нужно делать мягко, говоря, например: «Ты у нас такой взрослый, мы даже можем доверить тебе помыть посуду».

Определитесь с общими интересами: смотрите вместе мульт-фильмы, а также обсуждайте семейные проблемы, в том числе и экономические. Ставьте в известность об отсутствии денег, ходите вместе в магазин. Выделите ребёнку несколько гривен на мороженое, прокомментировав сумму.

Ни в коем случае не оскорб-ляйте его ни прилюдно, ни наедине. На жалобы воспитателя или учителя отвечайте, что дома обязательно об этом поговорите. Обсуждайте с малышом конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, это сформирует правильную жизненную позицию ребёнка. Постарайтесь хотя бы иногда смотреть на мир его глазами. Чаще хвалите, восхищайтесь им. А если жалуется на что-то, уверяйте, что всё обязательно получится, только нужно ещё несколько раз попробовать. Помните, что запреты не всегда разумны. Если нельзя что-то, объясните доходчиво, почему.

Никогда не забывайте, что отношения в семье сыграют важную роль в период адаптации ребёнка в школе. И чтоб он пережил это время относительно легко, важно, чтобы в доме не было конфликтов. Тогда и у самого новоиспечённого школяра будет хороший статус среди сверстников.

Пусть привыкает к режиму дня

Педиатр ЦПМСП №4 Донецка Роман Сороченко:

- Чтобы облегчить ребёнку период адаптации, рекомендую в первую очередь отрегулировать режим дня. Детям шести-семи лет необходимо спать 10-11 часов в сутки, в том числе и днём. Полноценный сон лучше всего восстановит силы, поможет нервной системе справиться с новыми нагрузками.

К сожалению, как только ребёнок идёт в школу, у него в два раза сокращается двигательная активность. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок. Первокласснику рекомендовано бывать на свежем воздухе не менее трёх часов.

Приготовление уроков советую организовать в середине дня (пик мозговой активности отмечается в 9-12 и в 16-18 часов). Следует помнить, что после 15-20 минут занятий необходимо делать 10-15-минутные подвижные передышки. Регулярно гуляйте с ребёнком после школы и перед сном. По возможности не отдавайте первоклассника в группу продлённого дня сразу на весь день.

Постарайтесь уже сейчас максимально приблизить к школьному режим еды. Питание должно быть пятиразовым: легкий завтрак с утра, перекус, как в школе на большой перемене, обед, полдник и ужин.

 Майя Николаевна:  «Все детки в моём классе учатся с удовольствием!»

 Майя Николаевна: «Все детки в моём классе учатся с удовольствием!»


Узнайте на сайтах

Хочет ли малыш в школу, знает ли он самые простые вещи, отдавать его в школу в шесть или семь лет - interfax.by/article/82238

Проверить знание букв, цифр, представление об окружающем мире, школе. Узнать, готов ли родитель к новому этапу в жизни ребёнка - nsportal.ru.

Хорошо ли малыш ориентируется в окружающем мире, знает ли элементарные вещи - smetankin-li.narod.ru/PerviiKlass4.htm

Оценить общие знания, память, внимательность, мышление, речь - co1495.edusite.ru/p89aa1.html

Правильно ли вы готовите ребёнка к школе - psihologos.akkupunktura.ru/?p=606


Алёна Дудникова. Фото автора.
Читайте также: