К жизни возвращает маскотерапия!

Донецкий скульптор Владимир Киселев демонстрирует петуха, сделанного из живописной коряги. Подметить в ней сходство с этой птицей мог только настоящий мастер.

И всего-то нужны для этого душевная беседа и… пластилин.

В детстве мы с братом частенько, лежа на полу, разглядывали геометрические рисунки на ковре, трещины на стенах, причудливые узоры гардин. В какой-то момент «из ниоткуда» появлялись фигуры.

- Вон, в углу, видишь, дядька с большущим носом, еще и жабо видно, да?

- Там никакой не дядька, а собака. Видишь, хвост колечком и нос с горбинкой.

Никакой собаки я не видела: носатый клоун, и все тут!

- Ну вон же, где отлетела штукатурка - это нос, а там, - он помогал себе рукой, делая круги в воздухе, - видишь, лапки…

И тут действительно описываемая братом собака обретала для меня реальные черты.

Я вспомнила этот эпизод, сидя в мастерской у донецкого скульптора, члена Союза художников Украины Владимира Киселева.

Петух из коряги

Мастер кладет передо мной камень, который оказывается какой-то доисторической рыбиной. Впечатление такое, что он вообще не вмешивался в рисунок линий, образованных дождевыми каплями, ветром, снегом и временем.

- Эту рыбину я сразу разглядел, стоило только взять камень в руки. Конечно, немного вмешался в природный процесс, чтобы ее смогли без труда увидеть другие. Даже премию за «окаменелость» получил на выставке «Донецк и дончане». А вот смотри, - и на столе оказывается деревянный петух. - Такая живописная коряга была, просто загляденье! Лежала, меня дожидалась.

Верчу петуха в руках, пытаясь угадать, где поработал резец художника, а где рисунок создала сама природа. Ага, крылья почти не обработаны, но сложены будто по заказу. И поворот головы птицы подсказала изогнутая некогда ветка. Тем временем Владимир ставит передо мной пышную тетушку в пальто с широким меховым воротником.

Перед тем, как в его руки попали два поленца, он увидел за окном толстушек, словно нахохлившихся от холода, которые о чем-то разговаривали. Годичные кольца одного куска дерева вызвали в памяти этот образ, объяснил Володя. А вот голову и линию воротника пришлось вырезать. Второе же полено превращаться в подружку-толстушку не пожелало, и теперь дожидается, пока мастер угадает в нем кого-то или что-то другое.

Ангел стал хранителем мастерской

На верхней полке стоит ангел, и я уже без объяснений понимаю, что его туловище - вообще необработанная чушка. И как только Володя рассмотрел обитателя небес в такой корявой деревяшке?

- Он будто пролетел перед глазами, когда я взял дерево в руки. Крылья отдельно вырезал и приладил.

Голова и подставка под фигуркой сделаны из металла.

Деревянный хранитель.

- Дерево и металл очень гармоничны, - поясняет автор. - Это как гвозди в заборе.

Ангел - может быть, и не верх изящества, но хранитель для этой мастерской надежный.

Леплю свое настроение

Володя предложил мне слепить... собственное настроение.

- Нужно рассказать тебе о нем? - спрашиваю.

- Ничего подобного, ты сама это сделаешь.

И вот он протягивает мне кусок скульптурного пластилина величиной с куриное яйцо.

- Для начала разомни его хорошенько, чтобы почувствовать тепло материала…

И начинается что-то похожее на урок труда в детском саду. Тут-то я и вспоминаю о фигурах, которые угадывала в детстве в трещинах, кляксах и узорчатых занавесках. Вот только редко видела те, что открывались глазам брата! Неспроста это...

Журналистка «Донбасса» лепит из пластилина собственное настроение. Но для начала в этой податливой материи, по совету художника, нужно почувствовать душу...

...И вот что получилось!

Средство против кризиса

- Хоть ты и журналистка, а темная, - Киселев хитро усмехается, прихлебывая душистый чай. - Ты ведь не знаешь о маскотерапии? Так вот,  в Москве есть институт, который так и называется - Институт маскотерапии. Люди, у которых серьезные психические проблемы, недовольство собой,  личностный кризис (опять слово, которое слышишь на каждом углу!), лепят автопортреты. Это помогает им заново пережить свои проблемы. Оставить их в портрете, понимаешь?

- Портрет Дориана Грея! - пытаюсь пошутить я.

- Вот у тебя зуб болел, когда ты ко мне пришла, но ведь прошел уже! - парирует он. Я киваю в ответ.

-  А все потому, что ты переключилась на природу материалов. И боль ушла… Может быть, петух склевал ее. Я вообще не приступаю к работе, пока не почувствую в камне или деревяшке их душу. И они откликаются. Это - самое естественное для меня как художника состояние. Постарайся и ты раствориться в процессе лепки…

Сова, солнце и я

О рисунке как способе психологической коррекции я слышала. Но, оказывается, есть еще и портретная терапия. С ее помощью люди избавляются от паники, неврозов, страхов... Автор - врач-психиатр Гагик Назлоян, который и возглавляет Институт маскотерапии. Но это я уже позднее в Интернете нашла, а пока…

...Пластилин неохотно принимал форму... моего лица? Да нет, сова какая-то. И Володя соглашается. Пока разговариваем о том о сем, я почти не осознаю, что, сжав податливый материал в руке, обозначаю пальцами пару деталей. Что на этот раз? Вроде недовольное лицо. Да нет, снова сова. И потом снова и снова…

- Сова - твое настроение, - подтрунивает Киселев. - Но это же символ мудрости, так что не стоит волноваться. Да и нет тут никакой совы, - он рассматривает фигурку. Это скорее голубок.

- Нет, сова! И мудрость тут вовсе ни при чем. Сова ведь ночная птица. Которая к тому же ухает. Вот буквально только что я подумала о том, что по отношению ко мне это уханье  - от недовольства собой. А ведь действительно у меня появилась привычка засиживаться до глубокой ночи, что здорово выбивает из колеи. Я уже несколько месяцев недовольна собой, срываюсь по каждому поводу. Даже от стрижки отказалась, с которой моложе выгляжу, между прочим.

Образ результата

Проговорили мы до позднего вечера. Я почти уже и не думала о пластилине, как-то машинально придавая ему форму. Но каково же было удивление, когда вдруг, остановившись, я поняла, что держу в руке…

- Это солнце! – констатировал художник Володя Киселев. - Видишь, ты поняла уже кое-что о своем состоянии, и настроение изменилось.

Я согласилась. Но вам по секрету скажу: никакое это не солнце. Это я - с короткой стрижкой вместо «конского хвоста». Хотя немного солнца тоже есть. Значит, нужно подстричься и пораньше ложиться спать!

P.S. Владимир Киселев дал мне пластилин с собой. Вы же можете купить его в донецкой художественной лавке на проспекте Ильича.


Ирина Розанова. Фото автора.
Читайте также: