Барби путешествует в машине времени

«Историю моды интересно изучать, играя в куклы», - говорит искусница Галина Пинчук.

Горловская мастерица Галина Пинчук извлекает ноги голенастой куклы из кофейной банки, которая служит ей опорой, и разодетая красавица, умеющая держать спину, лишается части своей загадки. Но только придав заурядным Барби устойчивость, можно колдовать над их превращением в роскошных фавориток при  дворе какого-нибудь короля или городскую барышню позапрошлого века...

Первая кукла и бум


В ее семье все женщины одевались с иголочки. Мама обшивала дочерей, старшая сестра работала в ателье, и сама Галина думала посвятить себя портняжному делу. А чтобы приблизить мечту, упражнялась в создании гардероба для неказистых тряпичных кукол с тяжелыми головами. Однако близорукость, по мнению институтской комиссии, стала непреодолимым препятствием  к изучению швейного производства в вузе. Поэтому она всю жизнь, занимая прозаичные должности вроде кладовщика и кадровика, отводила душу, играя в куклы. Еще на своей родине в Бобруйске вместо духов и конфет стала дарить сослуживицам расфуфыренных в пух и прах красавиц. И, переехав по семейным обстоятельствам в Горловку, Галина Ефимовна свое увлечение не забросила.

- В отличие от Белоруссии, где уважительно относятся к рукодельницам, здесь меня долго не замечали. Облагораживала кукол для детей знакомых и коллег, но дальше их восторгов дело не шло. Но нет худа без добра, когда для фирмы, в которой я работала, наступили трудные времена, партнеры закупили лоскут, кружево и посадили меня за швейную машинку, - вспоминает Галина Пинчук события 15-летней давности. - Первой на нашем рынке появилась кукла Джессика, а потом наступил бум Барби.

Кукла Барби. Донецк. Мода

Оказалось, что худосочная красотка с осиной талией, покорившая девочек всех стран, легко адаптируется к различным периодам мировой истории. Стоит лишь приложить умелые руки. Машина времени, послушная Галине Ефимовне, доставляет ее творения в любую эпоху, начиная с библейской поры. Но дизайнеру Пинчук наиболее близки столетия, когда моду диктовали жеманно-манерные стили барокко и рококо, средневековая готика, дамы высшего света из романов Бальзака и неукротимая авантюристка Анжелика. Гравюры и живописные полотна, «Иллюстрированная энциклопедия моды» и монография Джоан Нанн «История костюма. 1200-2000», старинные журналы мод и дагерротипы - всё дает ценные знания и толчок к их практическому воплощению. А дело это, надо сказать, многотрудное и кропотливое.

Заманчив силуэт перевернутой рюмочки

Каждой куколке (их в коллекции Пинчук более 200) полагается своя баночка с уплотнителем, в которой изящная модель обретает жизненную стойкость. Длинный хирургический зажим мастер нагревает на плите и, как плойкой, терпеливо завивает каждый локон. Цыганской иглой расправляет густые пряди и, распушивая их, укладывает в прическу. Нижняя юбочка - это зачастую трехъ­ярусный «каскад», обшитый кружевами, или кринолин, жесткость которому придает тонкая проволока. Поддетые под двойное платье с гипюровой накидкой на застежке-липучке, они создают заманчивый силуэт перевернутой рюмочки. Довершает наряд широкополая шляпа, украшенная бантом, перьями и «драгоценностями».

С интересом рассматриваю миниатюрные вещички изысканного дамского гардероба, в которых отсутствует малейшая скидка на кукольность, и замечаю, что к каждому предмету туалета, включая кружевные панталоны, пришит бренд - товарная марка «Галина Пинчук». А как иначе, если мастерица с 1996 года имеет свидетельство о государственной регистрации авторских прав на модели бальных, вечерних, нарядных, исторических и национальных туалетов с головными уборами для кукол?!

- Чтобы сделать несколько стежков, колесо обычной машинки проворачиваю вручную на медленных оборотах. В поисках лебяжьего пуха и страусиных перьев ползаю в курятниках у знакомых, - приоткрывает Галина Ефимовна секреты, воспользоваться которыми возможно лишь при ее филигранном мастерстве. - Если в литературе написано, что платье королевы Англии было расшито черным жемчугом и кораллами, подбираю в тон бисер и добиваюсь внешнего сходства с оригиналом.

Речь идет о гордости автора - парадной одежде, в которой Елизавета I в 1592 году присутствовала на церемонии в соборе св. Павла. Роскошный наряд из кремового атласа с жестким мысом и собранным воротником запечатлен на гравюрах, а рукодельница показывает, как величественно он выглядел в интерьере истории.

После знакомства с гардеробом вымышленных и подлинных персонажей почему-то тянет заглянуть «под юбку» истории, и в этом уже познавательная ценность авторской коллекции, имеющей социальный, литературный и даже воспитательный подтекст. Действительно, высокое рукоделие развивает вкус, утонченные наряды предполагают знание правил хорошего тона и пробуждают дремавшую любознательность. И, в конце концов, всё, вместе взятое, способно помочь в выборе профессии.

Предлагает открыть школу «Юный модельер»

По всей Украине и, в частности, в Горловском художественном музее Галина Пинчук провела десятки выставок моделей. Старшеклассницы поначалу относятся к экспозиции свысока. Но, разглядывая наряды на фоне декораций, созданных художником-оформителем Валентиной Миненковой, девчушки постепенно теряют гонор и даже не прочь поучиться у мастера. А почему бы и нет?!

Галина Ефимовна предлагает открыть школу «Юный модельер» и вести в ней занятия по авторской программе. У нее всё готово для создания музея-салона истории костюма и ателье пошива нарядов для кукол, детей и взрослых, которые, допустим, участвуют в маскарадах и театрализованных представлениях. Все  расписано в коммерческих предложениях, с которыми хозяйка интеллектуальной собственности обращается к предприимчивым людям.

Издательская деятельность также есть в бизнес-плане. Подтверждением тому, что авторские идеи имеют спрос, служат три выпуска выкроек-раскрасок «Роскошные наряды для кукол», каждый из которых разошелся тиражом в 10 тысяч экземпляров. Так что грамотно одеть куклу - это не игрушки.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: