Обереги на все случаи жизни

У Марии Николаевны Гайдук в библиотеке вон сколько «идейных» помощниц.

В библиотеку села Криворожье Добропольского района Донецкой области народ идет не только за книгами, но и чтобы лишний разок взглянуть на весьма необычное хобби её хозяйки.

Мария Николаевна Гайдук всегда рада таким «смотринам», ведь куклы-мотанки, десятками выстроившиеся на стеллажах да полочках, для нее, как живые. И делает она их для людей, раздаривая направо и налево. Теперь трудно поверить, что за год с небольшим успела создать их больше четырех сотен. Самую последнюю  - обжнивку - как раз к окончанию жатвы. В ярких одеждах, с колосками в руках - та такая колоритная, что залюбуешься, правда, «профилем» совсем не отличается от подружек.

По старинным традициям, которым тысячелетия, удел ее, скорее, не игрушечный и миссия особая - оберегать от дурного глаза, потому тесемочный крестик заменяет все черты «лица». Каждая сделана к особому дню или событию. Ту, что дарится на рождение малыша, потом, когда он подрастает, сменяет другая. А если ребенок заболеет - тем более: в доме должна появиться не очень нарядная, но зато исцеляющая (по «инструкции» после выздоровления нужно сжечь). Есть свой вариант для нянюшек, школьников и невест, для помощи по хозяйству (у такой мотанки руки длиннее обычных, чтобы со всем успеть справиться) и для желающих разбогатеть (в сумочке всегда с копеечкой). Мария Николаевна набила руку в деле придания каждой своего неповторимого характера: вербница, великодница (чтобы по правилам яйца и паски освятить). У кубышки-травницы в мешочке ароматы цветущих полей, у урожайницы - пшеничные зернышки. Ну, а от цыганки глаз не оторвать, потому что она для веселья.

Как-то увидела по телевизору эти чудеса народного рукоделия и загорелась идеей повторить. Первые азы техники исполнения освоила на уроках труда у местной учительницы. Потом по компьютеру окончательно изучила историю вопроса. Сейчас сама может показать мастер-класс. По крайней мере, малышня из младших классов учится у нее с восторгом. Весь материал - лоскутки да тесемочки, носовые платочки да бусинки.

Из последних яркие намиста помогает нанизать внук Никита, а всё остальное - за вдохновением. «Когда задумаю очередную, так заснуть не могу, пока не сделаю», - признается автор. Кто-то скажет - какой-то древний забобон, разве сравнить это тряпичное изделие с современными изысками игрушечной индустрии? А для Марии Николаевны они - такие простые - носительницы доброй энергетики. И лишний повод привлечь в библиотеку новых читателей: детвора приходит сюда, как на экскурсию. Своей основной профессии она отдала почти сорок лет. 

Гордится, что фонды по сельским канонам приличные - больше двух десятков тысяч томов. Когда в старом клубе обвалилась крыша, каждую книгу бережно перенесла на новое место жительства - в Дом быта, где и сберкасса, и почта, и магазин. И очень рада, что выделенное ей помещение сейчас уютно обжито оберегами, словно присматривающими за порядком в душах и мыслях односельчан.


Елена Карпенко. Фото автора.
Читайте также: