Необычные творцы пасхального праздника

Протодиакон Владимир Коржевич в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Донецка.

Артист хора театра оперы и балета стал священнослужителем, экономист - звонарем, а приехавшая из российской деревни бабушка - просфорницей

Пришел в церковь с большой сцены

Классный баянист, бывший участник хора донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко, гастролировавший вместе с ним по Европе и Африке, пять лет назад принял сан священнослужителя. Сейчас отец Владимир Коржевич служит протодиаконом в Спасо-Преображенском кафедральном соборе столицы края.

Путь к храму проторил дедушка-цыган

- Родился я в Днепропетровской области. Название района (Покровский) и села (Богодаровка) будто подсказывали, кем мне предстоит стать, - рассказывает отец Владимир. - Однако к Богу пришел не сразу... Отец-тракторист и мама, работавшая на сырзаводе, были людьми невоцерковленными. Даже не крестили меня. Когда об этом узнал дедушка, к которому родители приехали в Винницкую область показать внука, крепким словом их приложил. Был он цыган, хороший кузнец («Прямо как Будулай?» - спрашиваю. «Точно!» - смеется собеседник). И очень верующий человек.

Усадил дед невестку с внуком на подводу - и поехали они в соседнее село, где была церковь. Там батюшка и нарек мальчика, записанного в свидетельстве о рождении как Руслан, Владимиром. Правда, в миру он еще долго носил первое имя...

Занимаясь в педучилище, баянист Володя Коржевич даже не подозревал, что судьба приведет его в священнослужители (на фото справа он - в Спасо-Преображенском кафедральном соборе).

Занимаясь в педучилище, баянист Володя Коржевич даже не подозревал, что судьба приведет его в священнослужители (на фото справа он - в Спасо-Преображенском кафедральном соборе).

Занимаясь в педучилище, баянист Володя Коржевич даже не подозревал, что судьба приведет его в священнослужители..

Окончив музыкальную школу по классу баяна, будущий протодиакон отучился и в Днепропетровском педучилище на музработника детского сада, учителя музыки в школе. На третьем курсе даже поучаствовал во всеукраинском конкурсе баянистов, заняв призовое место.

- Музыкой занимался порывами, - признается он. - То хотелось и рвалось, мечтал чего-то достичь на этом поприще. А то вдруг охладевал. Всё искал чего-то, нащупывал...

В Донецке нашел призвание и любовь

Поступив в Донецкую консерваторию - на дирижера, Коржевич в студенческие годы познакомился с будущей женой, сокурсницей Элоной (в крещении - Елена). Причем, в отличие от многих сверстников, они сначала венчались, а уж потом расписались.

Оба обладали прекрасными голосами (у него - баритон, у нее - сопрано), тянулись к вере. Так что еще студентами пели в церковных хорах - в храмах Свято-Георгиевском (на Текстильщике), Ксении Петербургской (на Донском).

- Когда возле консерватории открылся храм Рождества Христова, настоятелем которого являлся нынешний Горловский владыка Митрофан, мы перешли туда, - продолжает отец Владимир. - Учились не только особенностям церковного пения (владыка отгораживал от итальянщины, делал упор на распевы - греческие, болгарские, киево-печерские, чтобы всё соответствовало православному духу), но и этике, поведению в религиозном месте. Так приятно было, когда прихожане благодарили. Чувствовали свою сопричастность к чему-то большому, светлому, правильному...

Одновременно с пением в храмах Коржевич устроился в театр оперы и балета артистом хора, а также некоторое время руководил вокальным женским ансамблем на одном из предприятий.

Будущий протодиакон Владимир Коржевич (слева) в роли кошевого в опере Николая Лысенко Тарас Бульба на сцене донецкого театра оперы и балета.

Будущий протодиакон (слева) в роли кошевого в опере Николая Лысенко «Тарас Бульба» на сцене донецкого театра оперы и балета.

- Работая в театре, ездил на гастроли за границу. Причем на сцене не только пел, но и появлялся в разных образах - то дворника в «Богеме» Пуччини, то кошевого в «Тарасе Бульбе». Но всё более воцерковлялся, поэтому к мирским представлениям душа уже не лежала, - делится он. - Однажды в храме Рождества Христова игумен Амвросий спросил меня: «Наверное, в священно-служители лежит твоя дорога?». Я начал отнекиваться: «Что вы, батюшка?! Это очень тяжкий крест, мне он не по силам!». А потом стал всё больше задумываться: может быть, прав игумен? И когда владыка Митрофан, который рукополагался в архиерейский сан, предложил, чтобы я прошел обряд, став дьяконом, - понял, что созрел.

С театром расстался почти сразу после предложения владыки.

- На сцене, где выступал около семи лет, теперь появляюсь на церковных празднованиях - в составе архиерейского хора, - говорит отец Владимир.

Сменил хор оперный на архиерейский

Пять лет дьяконского служения Коржевич, которого рукополагал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, отметил в марте. Сначала он служил в храме Святителя Николая на Ларинке, а потом уж - в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где мы беседуем.

- Естественно, оказаться по другую сторону алтаря - это очень необычно. Сначала немного терялся. Ведь многие становятся дьяконами - помощниками священников, после семинарии, долго готовя себя к служению Богу. Я же пришел сюда, скажем так, с клироса. Знаний особых не имел, всё постигал на практике: и ход службы, и традиции священнодейства. Общаясь с собратьями, становился более опытен. Понял, что они тоже люди, не такие серьезные и строгие, как во время службы, - улыбается отец Владимир. - Могут и пошутить, и посмеяться.

Петь он не перестал. В составе мужского архиерейского хора из священнослужителей и клириков выступает на службах, на различных торжествах, в том числе пасхальных. В среду после Светлого Воскресения они традиционно едут в Свято-Касперовский женский монастырь, что в поселке Грузско-Ломовка под Макеевкой (в этот день обитель отмечает престольный праздник). Там поют вместе с женским монастырским хором, а митрополит возглавляет службу. Выступают по благословению владыки в духовных концертах. Как, к примеру, в том, что прошел на сцене оперного театра в прошлом году на праздновании 20-летия Донецкой епархии.

Что до самой памятной Пасхи, то отец Владимир уверяет, что каждая по-своему интересна. Одинаковых не бывает - как и служб или прихожан. И всё же одна запала в душу:

- Это было еще в Свято-Георгиевском храме, когда я пел в хоре и не был дьяконом. Тогда и храма-то еще не было, только фундамент, сама церковь находилась в здании больницы «Скорой помощи» на другой стороне дороги. И всё же пасхальное освящение проходило на территории, где вскоре вырос храм. Народу пришло видимо-невидимо. После службы, которая требует много голосовых усилий, мы продолжали петь прямо на улице. Это было очень красиво, торжественно... И незабываемо.

Поет вся семья

Элона и два Владимира во время творческого вечера семьи Коржевич, который состоялся 16 января в Доме работников культуры.

Элона и два Владимира во время творческого вечера семьи Коржевич, который состоялся 16 января в Доме работников культуры.

И Владимир, и Элона окончили не только хормейстерское, но и вокальное отделение консерватории. Супруга - лауреат международных конкурсов, работает солисткой-вокалисткой в Донецкой областной филармонии. Поет очень серьезные вещи - концерт Глиэра для голоса с оркестром, произведения Баха, Вивальди, Генделя, Моцарта... А еще продолжает участвовать в церковном хоре и преподает в музыкальной хоровой школе с православным уклоном «Благовест», которая расположена в Центре славянской культуры (бывший ДК металлургов). У этой замечательной пары трое детей: 11-летний Владимир, 5-летняя Иванна и 3-летний Давид. Все обладают хорошим слухом - благо есть в кого. Старший уже неоднократно выступал вместе с родителями, в том числе на недавнем семейном концерте в Доме работников культуры. «7 мая мы с женой будем петь в филармонии в сопровождении камерного оркестра. Приходите», - приглашает отец Владимир.

Андрей Кривцун. Фото автора.

Благовест звонаря Филицаты звучит по-особому

Едва я обратился к отцу Николаю, настоятелю главного в Дружковке храма, Свято-Николаевского, с просьбой благословить на беседу со звонарем, священнослужитель на секунду задумался. А потом решительно сказал: «Пойдите в храм Дмитрия Донского. Там на послушании Филицата - одна из лучших звонарей... И единственная в этом деле женщина».

Колокола - как люди

Подойдя к небольшому храму, расположенному в центральной части города среди высоток, замер от малинового перезвона трех колоколов. И даже после того, как в прозрачном воздухе растворился последний удар, минут пять не мог сдвинуться с места, не смея нарушить благостное душевное состояние...

Знакомимся. Миловидная женщина в светлом платке засмущалась, узнав, что ею заинтересовалась редакция. «В миру - Фелиция Свичкарева», - представилась она.

Звонами дружковского храма Дмитрия Донского командует... Филицата.

Звонами дружковского храма Дмитрия Донского командует... Филицата.

Рассказала, что родилась в Дружковке, поступила в Краматорский индустриальный институт, но диплом о высшем экономическом образовании получила в Ивано-Франковском политехе, переведясь на запад Украины - к месту работы мужа Виктора. Много лет трудилась на Дружковском машзаводе, затем - в коммунальном предприятии. Завершила трудовую карьеру на посту руководителя торга. Вырастила двух дочерей, есть трое внуков и даже пра-внук.

Филицата звонит Благовест.

Филицата звонит Благовест.

- И как же экономист стал звонарем? - интересуюсь.

- Господь привел. У Константина Бальмонта есть строки: «Как нежный звук любимых слов на языке полупонятном, твердит о счастье необъятном далекий звон колоколов». Лет пять назад, с благословения настоятеля храма Дмитрия Донского, я поднялась в колокольню и несколько часов с благоговением наблюдала за работой женщины - многолетнего звонаря (увы, ее уже нет в живых). И так, наверное, с полгода... Прихожу как-то в один из воскресных дней на службу, встречает меня опечаленная звонарь и говорит: «Я сломала руку, становись ты...» Батюшка благословил, вот я и осталась. С тех пор каждую службу звоню так, чтобы достучаться до людских сердец.

- Как это у вас так красиво получается?

- Звоню не я, а колокола, - смущается служительница. - У меня ведь нет музыкального образования. Я лишь дергаю за веревки, и то не всегда правильно. Колокола - как люди: нет среди них плохих, есть те, которые звонарь плохо освоил. А свои я знаю, как собственную душу... Приучена родителями работать с полной самоотдачей. И экономистом трудилась так же: у меня дома кипа благодарностей и почетных грамот с медалями. Нельзя спастись, любя вполсилы. Бога нельзя любить чуть-чуть... Так же и колокольный звон.

В ином мире

По словам этой удивительной женщины, основа православного звона - это характер, духовный настрой и ритм. Здесь нет четкой мелодии, как в музыкальном произведении. Но колокола, их подбор и звукоряд в добрых руках должны передавать внутреннюю гармонию звонаря, точно следящего за ходом богослужения. Лишних звуков в эти часы быть не должно.

- Я всего лишь следую уставу колокольного звона. Возьмем Благовест. Это «благая весть» о начале богослужения. Его я звоню за 15 минут до службы, - рассказывает Филицата. -  Начинаю с трех ударов во имя Святой Троицы в большой колокол. Сейчас - Великий пост, в постном Благовесте паузы в два раза дольше, чтобы можно было произнести между ударами молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»). Если звон будничный, он всегда спокойный, размеренный. Если праздничный - торжественный. Если погребальный перебор или перезвон - скорбный. Встречный или венчальный звон - радостный, на крестном ходу - степенный.

- А вы молитесь, когда звоните звон?

- Перед работой - да. Я прочитала «Отче наш», создала духовный настрой... Надо молиться сердцем, а не автоматически проговаривать определенное количество нужных слов.

- Что делать, если нужно звонить, а на душе уныло, в жизни - неприятности?

- Какое бы ни было настроение, я знаю: люди пришли слышать звон. Первый-второй такт звучания - и всё, я нахожусь в совершенно ином мире. Моя задача - остановить человека, заставить задуматься о Боге, себе, жизни.

- Если у начинающего звонаря звон не получается, что ему делать?

- Работать. И учиться. Если, конечно, сердце лежит к этому послушанию. Вот и у меня уже учатся три школьницы. Уверена: все они придут сюда, в церковь. Я ведь тоже не вечная.

Сергей Маринцев. Фото автора.

В просфорной у бабы Зины пахнет вкусно!

Хлеб, просфоры, «жаворонки», пирожки и пампушки к чаю в теплых руках Зинаиды Рогановой получаются необычайно ароматными: то ли многолетний поварской опыт, то ли особый «окающий» говорок приехавшей из нижегородской деревни Звягино умелицы помогает уговаривать тесто подняться и испечься как надо…

Уже 16 лет в артемовском Свято-Николаевском храме каждый день просеивает муку, замешивает тесто просфорница бабушка Зина. Без плодов труда этой скромной старушки не обходится ни одна литургия с причастием. Пресный святой хлеб, выпеченный в небольшой коморке рядом с храмом, разделяется на частички, которые дают причастникам. В светлый праздник Пасхи на просфоры особый спрос, здесь их выпекают более 800 штук на продажу и для раздачи во время службы.

Зинаида Роганова уже 16 лет просеивает муку и замешивает тесто в артемовском Свято-Николаевском храме.

Зинаида Роганова уже 16 лет просеивает муку и замешивает тесто в артемовском Свято-Николаевском храме.

- Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам свою помощь и содействие. Просфора состоит из двух частей: как образ двух ипостасей Иисуса Христа - Божественного и человеческого. На верхней ее части стоит печать с изображением креста и начальных буквы имени Христа Спасителя, - объясняет просфорница.

Чтобы испечь эти небольшие пресные булочки, необходимо минимум продуктов, но очень много усилий: для  вымешивания и раскатывания порой требуется больше часа неустанной работы руками. Баба Зина говорит, что по церковным канонам этим должны заниматься либо незамужние девушки, либо вдовы, благословленные священником. А как она управляется у печи, с удовольствием рассказала читателям «Донбасса»:

- Честно сказать, я даже рецептов-то не придерживаюсь, всё «на глазок» кладу - а получается вкусно. Сначала просеиваю муку, делаю раствор соли. Потом смешиваю с разведенными в теплой воде дрожжами. Добавляю муку до тех пор, пока тесто не станет упругим. Разделив на несколько частей, каждую из них раскатываю, затем накрываю целлофаном и полотенцем минут на двадцать. Потом вырезаю нижние части просфоры, еще раз вымешиваю остаток теста и делаю шляпки, на которые и ставится особая печать. А потом уже начинается таинство выпекания, которое у каждой просфорницы выглядит по-разному в зависимости от печи, количества выпечки и сноровки.   

Зинаида Роганова замешивает пресное тесто для просфор на пасхальные праздники.

Зинаида Роганова замешивает пресное тесто для просфор на пасхальные праздники.

А по праздникам угощает прихожан ароматной выпечкой умелицы Зинаиды настоятель, протоиерей отец Сергий Дворянов, личность которого во многом определила душевную привязанность  россиянки к нашей земле. Путь ее к Свято-Николаевскому храму был долог:  

- Когда 23 года назад мы приехали сюда к родне мужа, я по-доброму позавидовала местным: здесь такой храм, и настоятель очень отзывчивый! Он мне сразу понравился, а то, что идти к церкви было через дорогу - просто чудо какое-то! В Звягино церкви не было, приходилось добираться за 80 километров в Орехино: там я и венчалась, и крестной была, - вспоминает Зинаида Роганова свои первые впечатления от приезда в Артемовск.

Так стала каждое утро прибегать пенсионерка в церковь: сначала вместе со свекровью, потом и сама. Признается, что требовала этого ее душа, истосковавшаяся по вере. Сначала благословил ее отец Сергий менять лампадки, протирать иконки да чистить подсвечники. Два сына и дочь выучились, завели семьи. А через четыре года ее супруг скончался. Совсем стало бы одиноко бабушке Зине, если бы не храм.

- Посмотрел настоятель на мое усердие и благословил в просфорную. Вот с тех пор с молитвой каждый день и печем. И хотя мне уже 78 лет, усталости тут не чувствую - так люблю то, что делаю, - признается просфорница.

Трое детей, пятеро внуков и четверо правнуков, хоть и живут в другом городе, на Пасху приезжают навестить бабушку Зину. И вместе, всей большой семьей, они идут в храм, где в тесной просфорной так вкусно пахнет бабушкиной выпечкой.

Как ее вкушать

По окончании Божественной литургии, придя домой, поставьте на чистой скатерти просфоры и святую воду, которые нужно вкушать натощак. Мучное изделие принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, потому что просфора - хлеб святой Небесный.

Елизавета Гончарова. Фото Александра Дьяченко.


Читайте также: