Серийному убийце дали семнадцать лет

Елена Панова с ворохом бумаг, доказывающих вину Багоянца.

В Горняцком районном суде Макеевки после полуторагодового разбирательства вынесли приговор по делу Эдуарда Багоянца. 29 апреля прошлого года он зверски убил  22-летнего Евгения Панова, нанеся ему 22 ножевых ранения, а затем ограбил юношу и подпалил квартиру с находящимся в ней телом.  Его приговорили к 17 годам заключения за убийство и кражу по статьям 115 (часть 2 пункт 13) и 185 (часть 1) Уголовного кодекса.

От скандалов до «мокрухи»

История его сумасбродства началась давно. Мужчина самыми жестокими методами мстил женщинам, решившимся порвать с ним отношения. Первой изрезал лицо, вторую зарезал, вырвав зубы, не добравшись до третьей - убил ее сына.

Сегодня последняя - Елена Панова - вспоминает всё, как в страшном сне. Уже больше года она ходит по судам. Допросы и заседания совсем измотали женщину, но она считает своим долгом добиться высшей меры наказания. Попасться на удочку обольстителя было несложно - его импозантность и деликатные ухаживания подкупали. О том, что у Багоянца уже была судимость и он освобожден условно-досрочно, узнала позже, из-за чего и решила расстаться.

- В тот день у нас произошла сильная ссора. Он даже заявил, что тогда придется меня убить: зарезать и расчленить. Я стала отступать, уворачиваться и выбежала на балкон, - вспоминает потерпевшая. - Решила, что лучше умереть самостоятельно, и спрыгнула с третьего этажа. В итоге с 22 сентября по 27 октября 2010 года я находилась в стационаре Донецкой областной травматологии.

Женщина сразу же обратилась в милицию, но должной реакции не последовало. Правоохранители сказали, что опросили двоих соседей, которые видели, как она выпала с балкона. Хотя эти люди в близлежащих домах вообще не проживают.

- «Скорую» вызвали случайно проходившие мимо люди, - вспоминает Елена. - Но после они сразу же ушли, а больше этого никто не видел. Как сообщили тогда следователи, установить личность звонивших можно было по телефонному номеру, но запись в архиве травматологии о моем прибытии не сохранилась. По крайней мере, в этом меня заверили в милиции.

Независимый адвокат Денис Воробьев считает, что установить реальных свидетелей происшествия было возможно.

- Могло повлиять предвзятое отношение к участникам дела, личная заинтересованность и несовершенство уголовно-процессуального законодательства. Всё это сделать вполне реально, нужно только желание, - уверен он.

Последний вечер Жени

Елена уверяет, как только она попала в больницу и обратилась в милицию, в палату явились незнакомые люди, которые стали угрожать, требуя забрать заявление и пугая тем, что у них «везде есть свои люди». Вскоре дело закрыли за отсутствием доказательств. От греха подальше Елена переехала в другой город, ее сын - к бабушке. Но большинство вещей остались в старой квартире.

В тот роковой вечер парень зашел туда, чтобы взять парадный костюм, который планировал надеть на свадьбу друга. Но дома уже находился Эдуард Багоянец. Когда Евгений попросил его уйти, тот накинулся на него и нанес смертельные раны кухонным резаком для мяса.

- Почти все они были веретенообразные, - вспоминает Панова. - Это значит, что он проворачивал нож внутри, и человек быстро истекал кровью.

Судебная экспертиза установила, что причиной смерти стало ранение легкого, аорты, живота, печени. Колото-резаных ран только в области шеи было не менее одиннадцати. Также юноше порезали глаза и губы. Затем подсудимый прихватил с собой телефон жертвы, который позже благополучно продал в Донецке, и, облив имущество (мебель, технику) припасенным бензином, поджег квартиру.

- Я узнала, что сын убит, только когда мне позвонили из милиции и сказали, что квартира сгорела, а в ней труп, - с трудом говорит мать погибшего. - Тело не обгорело: удалось определить степень тяжести убийства. Преступника задержали почти через месяц.

Но тюрьмы, видимо, мужчина не боялся. Елена вспоминает, что он не раз признавался ей, будто жизнь за решеткой ничуть не хуже, чем на воле.

- У меня были свои «шестерки» и люди в охране, которые обеспечивали всем необходимым. Я даже икру там ел, имел телевизор и хорошую постель. Вполне реально организовать себе УДО, для этого нужно только купить поощрения - одно стоит 50 гривен, - цитирует она.

С похвалами в этом деле ситуация почти абсурдная. Так, в мае 2004 года, во время прошлой отсидки, начальство колонии характеризует его отрицательно и акцентирует: «нарушения режима отбытия наказания». В 2009-м сообщают, что к труду не привлекается по причине достижения пенсионного возраста. А в 2010-м уведомляют: «из исправительной колонии освобожден условно-досрочно, за весь период отбывания срока количество поощрений - 13, взысканий - 1». Фантастический результат. Чтобы получить за девять лет всего один выговор, нужно быть просто пай-зэком!

Пришлось ли кому-то похлопотать за убийцу, достоверно сказать нельзя, но потерпевшие предполагают, что за этим стоят его родственники из США.

Пожизненного не будет

На скамье подсудимых мужчина держался очень уверенно. Уже много месяцев ему удавалось ловко увиливать от законодательства. И это при том, что он постоянно путается в показаниях. Сначала признавал, что ударил парня ножом всего три раза, а что было дальше, просто не помнит, а пожара и вовсе не устраивал. Позже заверял, что помнит только, как во время ссоры бегал за молодым человеком, в ярости схватил нож и один раз ударил Женю, когда тот убегал, а дальше - провал. Потом всю вину пытался свалить на самого парня - якобы тот постоянно брал у него деньги, скандалил и выгонял из дома. Но, главное, настаивал, что все признательные показания дал под физическим и моральным давлением милиции.

- Заявляю, что нож в руки не брал! - выкрикивает он. - А телефон вообще был мой. В квартире был второй человек. Он всё время находился там, требую, чтобы его нашли! Когда я уходил, они оставались вдвоем, Женя был живой. А перед этим вдвоем избили меня. Это тот, второй человек, убийца!

Впрочем, вина Багоянца уже полностью доказана. Однако пожизненное заключение ему так и не дали.

- Мы не можем рекомендовать пожизненное, на чем настаивает потерпевшая, - объяснила  прокурор Ирина Маслова. - За такие деяния он этого заслуживает, если бы не одно обстоятельство - недавно ему исполнилось 65, а по закону с этого возраста запрещено пожизненное заключение. Его вина следственными действиями полностью доказана. Заявлениям, которые он делает на слушаниях, особо верить не приходится. Поэтому вряд ли Багоянцу стоит надеяться на доброту судей. Родственников и друзей, которые могли бы за него заступиться, нет. Если он и выживет в неволе, то спустя эти годы уже вряд ли сможет совершить такое.

Однако потерпевших такой расклад не успокаивает, они боятся, что и в этот раз матерому зэку удастся выйти условно-досрочно.

Предыстория: за что он уже сидел

Первой жертвой, погибшей от рук этого убийцы, стала Мария Арсентьева. Она поддалась первому впечатлению и даже вышла в 1999 году за Багоянца замуж. Однако вскоре ее родственники стали регулярно писать заявления в милицию о том, что муж постоянно угрожает Марии и ее семье расправой. Грозился даже убить ее сына.

- Он говорил: «Проткну его спицей, вырву сердце и еще теплым принесу тебе», - вспоминает сестра Татьяна Арсентьева. - Часто бил Машу, сталкивал в смотровую яму гаража, где она сломала ноги. Всё это время мы сообщали в органы, но лишь один раз их представители пришли и побеседовали с Багоянцем, что результата, естественно, не дало. А 18 апреля 2001 года Маша пропала. Ее последний звонок был странным. Через три дня мы нашли тело, завернутое в одеяло, под кроватью на даче. Убийца нанес девять веретенообразных ранений, а затем, у еще живой женщины, вырвал 22 золотые коронки и один коренной зуб...

Согласно статье 129 УК Украины «Угроза убийством», такое намерение может проявляться различными способами: словесно, письменно, с помощью разного рода действий (жестов, мимики, демонстрации оружия). Виновный может быть наказан арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы до двух лет. Это значит, что остановить Багоянца и предотвратить все трагедии можно было гораздо раньше.

- Одним из направлений деятельности государства и милиции является предупреждение преступлений. Цель пенитенциарной системы - исправление и перевоспитание лиц, осужденных за совершение преступлений, - комментирует Денис Воробьев. - На практике же профилактика - всего лишь формальность.

В поисках орудия преступления правоохранители усердствовать не стали. Когда один из соседей указал, что убийца бросил что-то в выгребную яму, отец убитой сам спустился туда и нашел нож для забоя животных с высохшими следами крови. Не изъяли и зубы, пластмассовые тазы с кровяными подтеками, найденные потерпевшими и предоставленные милиции. Они до сих пор хранятся у родственников. Вину всё-таки доказали, но тогда Багоянцу дали всего двенадцать лет. Тогда как за убийство предусмотрено наказание вплоть до пожизненного.


Марина Самара. Фото автора.