За работой - на чужбину

За работой - на чужбину

Каково живется тем нашим соотечественникам, которые решили искать счастье за пределами родины

Их ведь очень много. По официальным данным, доля украинских мигрантов по отношению к общей численности населения страны - одна из самых высоких в мире. Они и не скрывают, что уезжают, чтобы заработать. Получить то, что в родном городке или селе «не светит». Далеко не всегда для того, чтобы на всю жизнь осесть на чужбине. Скорее, укрепить свое материальное положение для победного возвращения домой «на белом коне». Некоторые источники утверждают, что, к примеру, в прошлом году трудовые мигранты перечислили на родину около 10 млрд. долларов, что способно поспорить с прямыми иностранными инвестициями в экономику Украину. Да, кому повезло больше, действительно имеют шанс подержать в руках «счастливый билет». Но кому-то достается и «волчий»...

Рассказ женщины, приславшей письмо в редакцию, как раз об этом. Написанный с болью, переполненный отчаянием, он - часть той правды, которая зачастую остается «за кадром», не выходит на первый план афиш и рекламы, зазывающей рабсилу куда только угодно. И так много и щедро обещающей...

Поставили «на место»

Я отправилась в Москву не от хорошей жизни. Оставшись с младшим сыном (муж и старшенький мой умерли), за приглашение схватилась, как за спасительную соломинку. Здесь нужно было выживать на фоне горестных воспоминаний - там, казалось, они отпустят. Уезжала с болью в сердце. Но четко знала: наступят лучшие времена - и обязательно вернусь.

Что сказать, «пахать» приходилось на двух, трех работах. Уставали сильно. Спасались ощущением того, что цель становится ближе. Саша в свободное время изучил компьютерное дело на курсах при институте им. Баумана. А потом решил получить образование. Он хорошо резал по дереву, виртуозил на станках. Вот и пошел в реставрационное училище. Документы приняли. Но 31 августа директор вызвал в кабинет, чтобы сообщить нам следующее: «Как гражданин другого государства он не имеет права учиться». Словно раньше не видели паспорт. Удар по самолюбию был сильный. Но я сказала: «Саша, проиграли сегодня - выиграем завтра».

На следующий год решили поступать в колледж прикладного искусства. И подготовительные курсы прошли, заплатив 6 тысяч рублей (1600 грн.), и экзамены сдали успешно. Да вот незадача - сын оказался единственным иностранцем в колледже. Директор произнес всё ту же отговорку. Обратилась в департамент народного образования, но мне объяснили, что всё решается на местах. Почему, когда брали плату за курсы, никто и не заикнулся о таком повороте событий?

Плохие друзья

Говорят, Москва слезам не верит. Мы и не плакали, правда, до поры до времени. Саша освоил компьютер, а вот обзавестись собственным так и не смог. Поэтому ходил в интернет-клуб. Там познакомился с парнишкой, который с первого взгляда мне показался милым и застенчивым. Даже пожалела его, когда он рассказал, что мама его бросила, живет с бабушкой. Если бы знала, что он наркоман, выгнала бы этого Коленьку Репкина позорной метлой из нашей жизни...

18 апреля 2008 года он позвонил Саше на работу и слезно упросил приехать в клуб. Занял 600 рублей, пообещал вернуть перед уходом. А потом, внезапно вспомнив о больной бабушке, сказал, что должен уйти, и успокоил: деньги отдаст другой Николай - Олейник. Надо дождаться и просто передать ему один конверт. Во время передачи конверта Сашу и задержали... В нем оказался грамм марихуаны. Сыну предъявили обвинение по ст. 228, 228-1, т. е. «Сбыт наркотиков», что влечет за собой лишение свободы от четырех до восьми лет. Оказывается, это была «контрольная закупка». Репкин согласился сотрудничать с правоохранителями и, по сути, подставил моего Сашу. И в него «вцепились»: других свидетелей искать не стали, мотивируя, что «их нет по месту жительства», и словно не замечая, что они посещают тот же клуб.

На все адвокатские ходатайства в защиту сына по уголовному делу и по установлению личности «контактера» мне ответили отказом, ссылаясь на невозможность определить место проживания обоих Николаев. Вот тогда и стало страшно от ощущения своей «второсортности». Свидания с сыном не предоставили. Судья настаивал на признании несуществующей вины, не замечая документов в деле, характеризующих парня с положительной стороны. Никто словно не слышал мои слова о том, что после черепно-мозговой травмы у сына тяжелое заболевание, что он честный, порядочный человек. Не нашла помощи и в украинском посольстве, которое, вроде бы, должны были оповестить о задержании гражданина другого государства. Пришлось написать прошение на имя посла с просьбой посодействовать через прокуратуру Москвы на предмет законности рассмотрения дела. Но уже вскоре поняла, что мы никому не нужны. На месте людей, проводивших следствие, сидят уже другие при погонах (тех, наверное, повысили в чинах за поимку важного «преступника»). А реальные преступники на свободе. Источники распространения наркотиков продолжают «функционировать». За что страдает мой сын? Здоровье у него ухудшается с каждым днем. Резко падает слух, зрение, память. Я бессильна спасти того, кто мне последняя опора и радость жизни.

Вписаться в «схему»

За годы мыкания на чужбине (теперь ведь и вернуться нельзя из-за сына) я сумела вывести общую картину того, что происходит со многими украинцами, прибывшими на заработки: в плане оплаты труда, жилищных условий, миграционной политики, учебы, медицинской помощи. Не с чужих слов, а на собственном опыте.

РАБОТА. Тебя пригласили (друг, родственник). Ты приехал, имея на руках миграционную карту. В течение трех суток нужно зарегистрироваться у принимающей стороны, иначе не выдадут разрешения на работу. На каждом углу, в каждой газете тысячи объявлений, что без проблем (за 500, 2500, 3500 руб.) эту бумажку оформят. Главное, чтобы у «заработчанина» нашлась сумма сразу.

Трудовые мигранты с Украины

Вроде бы всё успокоилось, но не тут-то было. Первый же полицейский, остановивший тебя на улице, смотрит регистрацию и объявляет, что она «левая», «липовая», не настоящая. И забирает тебя в «обезьянник», где нет воды, туалета, а людей множество, настоящий интернационал: молдаване, таджики, вьетнамцы, китайцы и т.д. В таком «зверинце» и сидишь, пока за тебя не принесут деньги. Суммы разные, напрямую зависящие от ранга тебя задержавшего. В следующий раз поступаешь умнее: не доводишь дело до отделения. Задаешь вопрос: сколько? И отдаешь «на месте» - на улице, на рынке, в метро. Понятное дело, ни в какую государственную казну они не пойдут.

ЖИЛЬЕ. Это следующий этап унижения. Ответов на вопрос, где жить, отбавляй, его подсказывает множество фирм. Вот только ты прекрасно понимаешь, что адреса - однодневки. И всё же оформляешь документы, отдаешь деньги, осматриваешь квартиру, получаешь ключи. Да вот незадача - когда привозишь вещи, выясняется, что... замок уже поменяли. Бежишь в шоке в агентство, а охранник не пускает: там уже другая фирма. В общем, опять ты «пролетел» над доходами прямехонько в расходы. Обратиться с жалобой некуда. Ты - НИКТО и звать тебя НИКАК. Ты - лох!

Даже если повезло и снял квартиру (цена 25000-30000 руб. - 8 тыс. грн.), жить будешь не один, а в «компании» 6-8 человек, ведь одному такую сумму не потянуть. Я лично знавала квартиры, где проживали по 20 человек, спали и ели на полу. Полная антисанитария.

ЗАРАБОТКИ. Пахать тебе придется с раннего утра до позднего вечера, без перерыва и выходных. Домой приползаешь только спать, а там тебя ожидает... участковый. Который обязательно что-то найдет в регистрации. Ему тоже нужно «отстегнуть». Обычно жильцы сбрасываются массово (прибл. по 800 грн.) и отдают, зная, что через месяц он опять наведается за мздой.

Наблюдая за всем этим, понимаешь: идет охота на мигрантов, потому что они - огромный денежный поток.  При том, что являются дешевой рабочей силой (оплата их труда в два и более раза ниже). На такие работы, где занят украинец, местный не пойдет. Жаловаться или просить о повышении - права нет: не устраивает - свободен! Теряется стаж, пособие не выдается. Ответственность за это никто не несет, ты ведь из чужой хохляцкой «касты».

МЕДИЦИНА. Тут всё и так понятно: не имеешь полиса - лечить не будут. Услуги только платные. Никаких больничных листов. Поэтому каждый мигрант знает: болеть нельзя!

Тем, кто пойдет по моим стопам, могу сказать одно: всё кажется ярким и красивым, планы - огромными, перспективы - радужными. Возможно, кому- то и повезет. Но большинство обязательно столкнется с прессующей машиной под названием «чужбина». Обидно, что не за далекими границами, а за соседней...

Елена Коломоец.

г. Докучаевск - Москва.

От редакции. Вот такая исповедь. С одной стороны, кто виноват, что человек решил искать лучшей жизни далеко от дома. С другой, когда же дома будут созданы такие условия, чтобы не тянуло в иные страны?..

Инфографика и коллаж Татьяны Толстых.


Читайте также: