Бум покинул рынок

В торговых залах пусто...

В декабре по сравнению с ноябрем торговля бытовой техникой в Енакиеве упала в шесть раз.

Даже традиция делать к празднику крупную покупку, на которую откладывали деньги, не сработала. А преподносить дорогие подарки, по мнению специалистов, свойственно менее десяти процентам населения. Сейчас торговые залы под завязку заполнены техникой популярных брендов, а покупателя нет.

Между прочим, выстраивая товар по ранжиру покупательских потребностей, директор ООО «Норд-сервис» Валерий Карташов обмолвился о видеомагнитофонах. Их, оказывается, полностью сняли с производства во всем мире, и потребитель тут же переключился на музыкальные центры и DVD-приставки. Так вот, кризис будет идти своим чередом, моральное старение электробытовой продукции - своим, а техническая и дизайнерская мысль производителей, как всегда, - опережающими темпами. И если уж, к примеру, удалось насытить рынок телевизорами, то впредь речь может идти лишь о плавной замене старых моделей на новые. Покупательский бум эпохи первичного насыщения рынка товарами уже не вернется.  Кстати, на стремительный рост товарооборота в этой сфере влияли банки, разместившие кредитных работников прямо в магазинах.

- Одно время мне показалось, что можно уволить всех продавцов и сэкономить на штатных сотрудниках, - смеется Валерий Яковлевич. - Но я понимал, что рано или поздно «кредиторы» уйдут, и это произошло. Свою положительную роль они, конечно, сыграли, открыли обществу глаза на существование банковских услуг, но теперь все встало на свои места. Сейчас товары нашей группы оказались в зоне риска. Фирмы, которые арендуют торговые площади, скорее всего, не выживут, а самостоятельные магазины способны выстоять и найти для себя новую нишу. Надо просто сесть и переждать.

Комментарий «Донбассу»

Плачут все

Начальник отдела торговли и АПК горсовета Енакиева Людмила Быковская:

- Магазины возникали бесконтрольно, мы узнаем об их профиле, когда хозяева приносят документы на регистрацию. Поэтому повлиять на их специализацию не можем. Но если бы эта деятельность была нерентабельной, они бы позакрывались,  как это произошло с продовольственной сетью «Фаворита» и «Зодиака».

У непродовольственной группы, по данным января, товарооборот упал на 50 процентов. Это началось сразу, как только банки прекратили выдавать кредиты: большинство торговых точек выживали именно за их счет. Однопрофильных магазинов в городе действительно много, но «малыши» на своем горбу вытянули становление и развитие торговой сети, свою положительную роль они сыграли. Ясно, что никто из них не работал себе в убыток, и если теперь будет невыгодно, они пересмотрят свой бизнес. Сейчас плачутся даже те, кто никогда не жаловался на отсутствие покупателей.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: