По волкам и лисам - огонь!

Попалась, которая кусалась!

Впервые во всех охотничьих хозяйствах области одновременно проведена облава на диких и бродячих животных, количество которых, по данным работников угодий, явно превышает норму и продолжает расти. В облаве приняли участие и журналисты «Донбасса».

«Санитаров» стало слишком много

Волка называют «санитаром леса» за то, что он «подъедает» больных и слабых животных, тем самым вроде бы «оздоравливая» генофонд. Однако когда «санитаров» становится слишком много, на них перестает хватать «пациентов», а ведь кушать серому хищнику хочется всегда. И тогда волки начинают нападать на домашних животных и даже на людей. Рост популяции волка в нашем регионе грозит исчезновением и без того небогатой лесной фауны. Ничего хорошего не приносит и безудержный рост поголовья лис, также «промышляющих» по жилым домам и к тому же известных как одни из главных распространителей бешенства.

Конечно, определенные меры принимаются. Только волков в прошлом году было отстреляно 154 единицы, но этого явно недостаточно - плодятся серые ударными темпами. Поэтому в облгосадминистрации было принято решение 31 января -1 февраля провести облаву во всех охотхозяйствах одновременно - чтобы не дать зверю возможность бегать туда-сюда.

Свою лепту в это полезное дело внесли и журналисты нашей газеты - при содействии замначальника Донецкого областного управления охотничьего хозяйства Константина Константинова спортивный обозреватель Юрий Окунь и фотокорреспондент Ольга Кононенко получили «направление» в Марьинское охотхозяйство, директор которого Сергей Ковтун принял нас, прямо скажем, как родных.

А ты, заяц, погоди!

На обязательном перед облавой «разводе» Сергей Ковтун много слов не тратит - люди (а их в нашей группе человек пятьдесят) все опытные. Перефразируя известного деятеля, «наши цели ясны, задачи определены - по машинам, товарищи!»

Был бы зверь, а уж уйти ему от таких спецов не удастся.

Едем в заброшенный Антоновский сад, занимающий площадь около 70 га. Кстати, места типа этого тоже являются одной из причин роста поголовья хищников - есть где зверью разгуляться. Становимся «на номер» и, пока загонщики стараются «поднять» и выгнать на нас предполагаемую добычу, Сергей Владимирович вполголоса (громко говорить не рекомендуется, так же как и курить, пользоваться перед охотой одеколоном и употреблять алкоголь - все эти запахи зверь чует за версту) рассказывает об «особенностях марьинской национальной охоты»:

- Вообще-то район густонаселенный, так что волки у нас в основном «проходящие» - из соседних Волновахского и Великоновоселовского районов. Но мы им здесь не даем «залеживаться», делать логова, плодиться - как только появляются, сразу отслеживаем и «подбираем». В прошлом году отстреляли шестерых, в этом - одного. Зверь это сильный и умный, и «взять» его непросто. В России, знаю, для этого даже задействуют вертолеты, у нас же приходится довольствоваться тем, что есть - машинами и собственными ногами.

- Говорят, у вас в районе были случаи, когда волки выходили на людей, что им, в общем-то, не свойственно?
- В прошлом году к доярке в темноте приблизился какой-то зверь, она перепугалась, но точно сказать, что это волк, не смогла. Да трактористы потом говорили, что «бачилы щось велыке чорне». Мы оперативно создали группу, провели облаву и - большая удача - «взяли» сразу двоих волков.

Начинаю понимать, что погода не способствует охоте - метель, сильный ветер. Мои опасения подтверждает государственный охотовед Марьинского района Владимир Выстороп:

- В такую погоду зверь предпочитает залечь. Та же лиса сейчас сидит в норе и носа на улицу не высунет. Добыть ее можно только с помощью норной собаки, а просто шумом ее вряд ли поднимешь.

Слова Владимира Ивановича скоро получили подтверждение: среди деревьев уже показались фигуры загонщиков, а на «номера» выбежало разве что несколько зайцев. Охотники проводили их сожалеющими взглядами - сезон уже закрыт, да и «направленность» охоты совсем другая. Пришлось ограничиться фразой известного мультперсонажа: «Ну, заяц, погоди!»

Лепта журналистов

Впрочем, как оказалось, не всем марьинским лисам в это воскресенье сиделось в норах - нашлась-таки Патрикеевна, которую выгнал из убежища, очевидно, голод. Кстати, особо разборчивыми хищникам быть не приходится - едят они практически всё, что шевелится и не может съесть их самих. Те же волки с удовольствием «употребляют» своих сородичей - лис и собак, причем не только бродячих.

В обязанности егерей после отстрела входит, в частности, исследование содержимого желудка убитого животного с целью определения его рациона. Так вот, Сергей Ковтун рассказал, что в прошлом году в желудке одного из волков нашли… собачий ошейник со звеньями железной цепи.

Переезжаем на другое место, и пока я, как и полагается дилетанту, развесив уши, с удовольствием слушал охотничьи байки, рядом загонщики выгнали на «номер» лису. Повезло Сергею Зинченко, который уложил рыжую со второго выстрела. Естественно, святое дело было сфотографироваться с трофеем. Правда, Александр, на машине которого мы разъезжали по полям и косогорам, сразу полушутя предупредил: «Только руками ее не трогайте, а то в машину потом не пущу». Но погладить лисицу и так особого желания не возникало - ну о-о-очень, скажу я вам, вонючее животное. Да и паразитов на ней - тьма тьмущая. Так что ограничились визуальным контактом. А чтобы мы совсем уж почувствовали себя настоящими охотниками, наш новый знакомый, еще один Александр, дал нам по разу пальнуть из ружья. Впечатлило, особенно Олю.

Журналист «Донбасса» охотно воспользовался возможностью погреться в лучах чужой славы.

Вот такую посильную лепту внесли журналисты «Донбасса» в дело борьбы с «лишними» хищниками. После традиционного «пикника на обочине», на котором гостеприимные хозяева угощали нас «трофейной» зайчатиной и косулятиной, мы получили приглашение побывать здесь в августе на открытии сезона. Как нам сказали, это большой и богатый событиями праздник, так что охотничья тема получит продолжение.

Комментарий «Донбассу»

Отстреляли шестерых волков

Константин Константинов, замначальника Донецкого областного управления охотничьего хозяйства:

- Такого масштаба акцию мы проводили впервые и, должен заметить, организация была очень даже неплохая. По предварительным данным, за два дня отстреляно шесть волков. По лисам в «передовиках» у нас Амвросиевский район, где «взяли» аж 18 единиц. Неплохо поработали и по бродячим собакам - только в Великоновоселковском районе их отстреляли 59.

В ТЕМУ

Как слоны в Таиланде смеялись

Вернуться с охоты без охотничьих историй - это вроде как и не побывать на ней. Чтобы рассказать все, которыми меня «загрузили», просто не хватит места. Так что ограничусь парочкой.

«В прошлом году я отдыхал в Таиланде, - рассказывает Александр. - И вдруг в один прекрасный день все слоны там начали смеяться. Местные в ужасе, не поймут, в чем дело, пока не пришло известие из-под Курахова. Оказывается, на охоте заяц оббежал вокруг Игоря (кивает на соседа) два раза, чуть ли не в глаза ему заглядывал, тот выпалил всю обойму и умудрился ни разу не попасть. Даже слонов за девять тысяч километров проняло!»

«В августе на открытии сезона, - это говорит уже другой Александр - один товарищ решил до охоты отметить это событие и, скажем так, переусердствовал. И вот стоит он, держится за камыш обеими руками, и тут прямо на него взлетает стая уток. А взять в руки ружье он не может, потому что если бросит камыш - упадет. Единственное, что он смог сделать, это крикнуть уткам вслед: «У-у-у, га-ады!»


Юрий Окунь. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: