Каждой бабе по мягкому месту

Сельский голова Бугаса Лазарь Хаджиев уже видит эту статую на ближайшем кургане.

... предлагает дать наш собственный корреспондент.

Кермек - трава курганов

Уже сошли на нет сугробы, которые намело в канун Женского дня у Могилы-Гончарихи - самой высокой точки Волновахского водораздела. Поэтому восхождение на курган пришлось совершать в обход ручейков и радужно поблескивающих луж. Парочка бесхозных деревьев, предупреждающий знак на маковке, несколько сплющенных пластиковых бутылок да застрявший в листьях кермека пакет с облезлым ликом рекламной красотки - вот и все, что попалось мне на высоте 265.

Но ведь могло быть и хуже. Уцелевшие курганы приазовской степи сегодня можно сосчитать по пальцам. Остальные же не просто разграблены мужиками, но и распаханы до самого основания.

А ведь, согласитесь, как бы великолепно вписались в плантации цветущего подсолнечника островки изначальной степи. Особенно если увенчать их каменными идолами, которые, собственно говоря, оттуда и были взяты и которые сейчас можно встретить в самых неподобающих местах. Каких именно, вы сейчас узнаете...

Выйду, бабе поклонюсь

Докучаевский врач Владимир Мартыненко - один из немногих моих  знакомых, кто ведает свою родословную до седьмого колена. Структуру генеалогического древа он начал восстанавливать,  когда на чердаке бабушкиного дома обнаружил изъеденный шашелем сундук. Помимо писем времен Первой мировой войны, Владимир нашел и грамоту с «ятями», которой самодержец Николай II милостиво соизволил отметить особые заслуги перед Отечеством одного из представителей династии Мартыненко.

В домашнем музее доктора имеются и прочие не менее интересные документы, а не так давно он пополнился еще одной находкой. С незапамятных времен у калитки прадедовского  подворья лежал продолговатый камень, используемый в качестве скамьи бабушками и молодыми парочками. Когда меняли ограду,  то скамью потревожили, а очистив от земли основание, поняли, что это не простой камень.

Правда, скифская баба оказалась малость подпорченной - в неведомые годы кто-то отломил ей голову. Впрочем, данное обстоятельство ничуть не уменьшило значимости статуи в глазах соседей.

Так, окольными путями я узнал, что некоторые жители близлежащих домов тайком начали поклонятся идолу. Более того, один из мужиков во всеуслышание похвастался, будто бы баба, если ее, конечно, попросить, умиротворяюще действует на начальство, инспекторов ГАИ и даже его собственную жену...

От ворот поворот

Жители волновахского Бугаса, похоже, менее суеверны, нежели соседи Владимира Мартыненко. По крайней мере, они не ходят поклоняться скифской бабе, которую Роман Р. купил вместе с начавшейся рушиться усадьбой. К слову, не так давно новый хозяин проявил разумную  инициативу. Он позвонил заведующей краеведческим музеем Нелли Трифоновой и предложил статую в качестве дара.

К Роману я отправился в гости с сельским головой Лазарем  Хаджиновым, который сразу же проникся идеей отвезти идола на ближайший курган. К сожалению, Романа дома не оказалась, а его супруга, хотя и встретила приветливо, но заявила, что лично она не намерена кому-либо отдавать принадлежащую ей собственность.

- Не беда, - подвел итог неудачных переговоров сельский голова. - Думаю, с Романом мы найдем общий язык... А когда малость  подсохнет,  переправим статую на ближайший курган. Так сказать, вернем ее на законное место.

Что ж, Лазарь прав. Действительно, есть смысл дождаться более благоприятной погоды, которая лучше соответствовала бы  задуманной операции. Жаль лишь, что десятки других украденных с курганов идолов и впредь будут использоваться не по своему исконному назначению...


Юрий Хоба. Фото автора.