Артефакты разрушают «черные археологи» и природа

Перезахоронение останков погибших воинов на мемориальном кладбище возле Красного Лимана.

Горько, но чем больше времени отделяет нас от «сороковых роковых», тем реже о них вспоминают. И в школьных программах, и в телепередачах они  занимают все меньше и меньше места. Последние два года в Донецке перестали проводить и традиционный марш ветеранов войны к памятнику Освободителям Донбасса в парке Ленинского комсомола, куда поздравить их в День Победы приходило множество горожан.

Но если 9 мая большинство людей все-таки знает и почитает, то о 22 июня - одной из самых скорбных дат нашей истории - уже мало кто помнит. Однако в Донецкой области еще есть энтузиасты и организации, которые бережно хранят память о войне и увековечивают погибших в ней. В канун 68-й годовщины начала Великой  Отечественной «Донбасс» решил выяснить, что именно они делают.

Ищут по линии Миус-фронта

В 2000 году при Донецкой облгосадминистрации была создана комиссия по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий, однако, по словам ее секретаря Анатолия Дермайнера, активно она заработала лишь три года назад, когда облсовет принял «Программу поиска и упорядочения захоронений жертв войны и политических репрессий в Донецкой области на 2006-2010 годы». С того времени в нашем регионе первыми в Украине начали выделять средства на это святое дело не только из государственной казны, но и из местного бюджета.

С осени до весны специалисты, которых привлекает комиссия, ведут кропотливую работу в архивах, прежде всего в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, потому что именно там хранится большая часть информации о боевых действиях во время войны и о погибших и пропавших без вести.

Иван Иванович Кулага с томами «Книги памяти Украины».

Накопав за зиму информации, весной приступают к раскопкам в буквальном смысле слова. Этими поисково-полевыми работами занимается уже специализированное предприятие «Схід-Захід», тоже возглавляемое Анатолием Дермайнером. Его работники (среди которых немало бывших саперов) выезжают в те места, где в годы войны, согласно архивным данным, проводились массовые захоронения убитых и где шли самые ожесточенные бои во время освобождения Донбасса от фашистов.

Большая их часть расположена по линии так называемого Миус-фронта, проходившего через Александровку, Славянск, Святогорск, Красный Лиман, Шахтерск, Снежное, Торез, Амвросиевку… Там поисковики по известным им признакам ищут места захоронений либо обращаются за помощью к очевидцам тех давних событий. Однако свидетелей, понятное дело, осталось очень мало, а многие из тех, кто еще жив, уже смутно помнят места братских могил.

В донецкой земле до сих пор лежат останки десятков тысяч солдат - как советских, так и тех, кто воевал на стороне фашистской Германии - немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, поляков…

- Немцев гораздо чаще удается опознать - по специальным жетонам с условными обозначениями, которые, как правило, висели у них на шее, - рассказывает Анатолий Дермайнер. - У наших же воинов такого не было. Более того, обычно советских солдат похоронные команды при погребении обезличивали - забирали все документы, а порой и одежду с обувью снимали. Кроме того, свое разрушительное действие за десятки лет, прошедших после войны, оказала природа. А те артефакты, которые она еще не успела уничтожить, похищают «черные археологи», которых в последние годы  становится все больше и больше. Раскапывая могилы, они забирают документы, пуговицы, каски и т. п., а кости разбрасывают.

Поэтому очень редко удается опознать останки наших воинов. Как правило, их хоронят в братских могилах на мемориальном кладбище, расположенном в окрестностях Красного Лимана. Происходит это два раза в год - в мае, накануне Дня Победы, и в сентябре, накануне Дня освобождения Донбасса. Так, 6 мая там с соблюдением воинских почестей и религиозных обрядов торжественно перезахоронили останки 153 воинов Красной Армии.

Всего же на этом кладбище лежит уже более тысячи неизвестных солдат.

Кроме этого, в соответствии с межправительственным соглашением между Украиной и Германией предприятие «Схід-Захід» производит перезахоронение найденных на территории области останков немецких военнопленных. Для них на немецкие деньги сооружен мемориальный комплекс в донецком поселке шахты «Лидиевка». А в Харькове есть специальное кладбище, где предают земле кости воинов немецкой армии, погибших во время боевых действий. Также в Донбассе было много захоронений итальянских солдат, служивших в фашистской армии.

Одно из самых больших их кладбищ находилось в районе бывшего Северного автовокзала, в том месте, где сегодня строят небоскреб. Однако, по словам Анатолия Дермайнера,  несколько лет назад итальянцы выкопали останки почти всех своих солдат, похороненных в Донецке, и увезли на родину.

44 тома скорбной памяти

Также огромную работу по поиску и увековечиванию погибших в годы войны ведет региональное объединение «Память», которое возглавляет ветеран Великой Отечественной Иван Иванович Кулага.

Параллельно он почти 20 лет руководит и областным поисково-издательским агентством «Книга памяти Украины», которое издало уже 44 мемориальных тома. В 22 из них перечислены имена наших земляков, погибших во время боевых действий, в двух - имена мирных жителей, замученных во время оккупации Донбасса, в 20 - имена фронтовиков, умерших после 9 мая 1945 года. Всего в этих книгах увековечены свыше 400 тысяч жертв войны.

- А с июля мы начнем обработку данных уже не по нашим землякам, а по воинам из других регионов бывшего СССР, которые погибли, пропали без без вести или умерли в госпиталях при освобождении Донбасса, - сообщил Иван Иванович. - У нас есть сведения примерно о 50 тысячах освободителей, то есть материала наберется еще на 5-6 томов. Кроме этого, мы продолжаем работу по составлению очередного тома «Книги памяти Украины» с фамилиями фронтовиков, умерших после Победы, а также по изданию других книг, посвященных войне.

По словам Кулаги, иногда случаются недоразумения, когда спустя годы выясняется, что человек, который по документам военной поры числился в списках погибших, на самом деле до сих пор жив. Был даже случай, когда один такой ветеран увидел свою фамилию в перечне погибших на памятнике, а также в «Книге памяти». Но это, конечно, исключительные случаи.

Ребята откопали... самолет

Наконец, память о войне сохраняют члены поисковых отрядов «Наследники Победы», которые действуют почти во всех школах и других учебных заведениях области. Они не только собирают информацию о ветеранах, но и заботятся о них, поздравляют с праздниками, дарят подарки, ухаживают за памятниками, создают музеи боевой славы из экспонатов, которые самим удалось разыскать.

- Сегодня у нас в области работает 872 отряда. Но теперь, конечно, в них не так много ребят, как было в советские времена, - говорит начальник областного штаба координации поисковых отрядов «Наследники Победы», методист областного центра туризма и краеведения Елена Герон. - Однако поисковой работой занимаются не добровольно-принудительно, как порой бывало раньше, а действительно энтузиасты своего дела, которым небезразлична родная история и память о войне. И им удается сделать очень много. В школьных музеях встречаются такие экспонаты, которым могли бы позавидовать столичные государ-ственные музеи. А сколько интереснейших сведений или предметов удалось раскопать ребятам! Например, в Снежном они нашли целый самолет,  пролежавший в земле со времен войны. Но, к сожалению, среди молодежи все-таки очень мало тех, хотя бы просто знает что-то о войне и о своих предках, отдавших за них свою жизнь.


Сергей Голоха. Фото автора и из архива Анатолия Дермайнера.
Читайте также: