«Меотиду» утюжат джипы

Сотрудники «Меотиды» общаются с «работником СБУ», приехавшим отдохнуть в заказнике.

Уникальный заказник на Белосарайской косе отдыхающие превратили в помойку.

Экологи и общественность бьют тревогу: из-за любителей легкой наживы и безответственных курортников судьба регионального ландшафтного парка «Меотида» оказалась под угрозой. С началом сезона сюда нагрянули толпы любителей отдыха на роскошных иномарках, которые расправляются с девственной природой и кичатся своей безнаказанностью. А местные обитатели на этом еще и неплохо зарабатывают. Что происходит на оконечности Белосарайки и кто наживается на заказнике, выясняла журналистка «Донбасса» в ходе рейда с общественной экологической организацией «Чистый берег».

Руководитель общественников - Юлиан Михайлов - начинает экскурсию с показа рва, который пересекает накатанную песчаную дорогу к заказнику. По его словам, это дело рук работников рыбцеха, расположенного рядом: именно они «стригут купоны» с куротников - по полтиннику за машину, против закона впущенную на территорию заказника. Объездные дороги дельцам ни к чему, вот они и перекрывают обходные пути. На конце косы тут и там сверкают крыши дорогих внедорожников, примостившихся среди песчаных дюн и самого берега, жестоко исполосованного широкими следами протекторов. По ходу путешествия активисты набивают столитровые мусорные пакеты подобранной бесхозной дрянью - битыми бутылками, пластиком, рваными пакетами, покрывающими берег. Уже через десять минут мешки становятся неподъемными, и собирать оставленную курортниками гадость приходится выборочно.

Во время романтических прогулок по Белосарайской косе приходится лавировать между битыми пивными бутылками.

Подобным неприятным делом экологи из «Чистого берега» занимаются уже семь лет, два раза в неделю в курортный сезон. За один заезд вывозят трактором до четырех лафетов мусора. Больше это делать некому - территория не имеет статуса пляжа, а местные власти плачутся - слишком слаба материальная база и кадровый состав коммунального предприятия, в сезон до заказника «руки не доходят». Мол, уследить за всем, что происходит от села Рыбацкое до Белосарайки, физически невозможно.

Директор мелекинского коммунально-курортного предприятия Владимир Попович пеняет на область, которая годами обещает поправить дело со спецтехникой, и на приезжих с их гнусным менталитетом, оставляющих кучи мусора. О том, что в заказник за деньги пускают всех желающих автомобилистов, он и не слышал.

Зато это охотно подтверждают первые же встреченные нами отдыхающие и даже хором называют таксу - полтинник. В своем присутствии вместе с машиной на конце косы они греха не видят: деньги уплачены - значит, всё в порядке.

На горизонте появляются люди в форме - сотрудники «Меотиды», которые прямиком направляются к черному «Субару», у которого вольготно дремлют на солнце курортники. Десятиминутная беседа эффекта не дает.

Начальник отдела рекреации регионального ландшафтного парка Андрей Кияненко возвращается ни с чем: глава семейства «зарядил», что работает в СБУ, документов у него с собой нет, машина сломалась и вообще ему не принадлежит - мол, лежим себе, ждем хозяина, который ушел за помощью. Штраф такому не выпишешь.

- Даже если я «пробью» номер машины с помощью ГАИ, окажется, что та зарегистрирована на какую-нибудь бабушку, - сообщает Андрей Александрович, но уверяет, что после разговора граждане на джипе непременно уедут.

На самом въезде в заказник чуть не плачет простое енакиевское семейство с двумя малышами. Они спешно сдувают резиновые круги, сворачивают подстилки и грузятся в «убитые» «Жигули».

- Деньги же заплачены, пятьдесят гривен! - убивается бабушка. - И зачем же нас сюда тогда пустили? Мы приехали издалека, а после этой проверки вынуждены отправляться обратно, и даже денег у нас теперь осталось - только на обратную дорогу.

Водитель тоже негодует, и, поскольку, по его словам, работает «в органах», обещает разобраться с «беспределом»...

По словам Андрея Кияненко, штраф за заезд на машине в заказник сейчас составляет от 51 до 85 гривен (и взимается через суд!), но уговорить «по-человечески» покинуть территорию можно даже самого наглого нарушителя при погонах или должности. Впрочем, в тот день уехали только совестливые люди из Енакиева. А иномарок под вечер прибавилось. И всё так же стоял черный «Субару», а рядом примостился новенький «Гранд Чероки» с предусмотрительно снятыми номерами...

Наш рейд, увы, наглядно показал, что для борьбы с беспределом в заказнике у местных властей нет ни возможностей, ни желания. Ландшафтный парк превратился в источник дохода и развлекаловку для толстосумов, и до статуса национального, который ему прочат, рискует просто не дожить.

Комментарий «Донбассу»


Белосарайке грозит судьба Ялты


Елена Мартынова, эколог, доцент ДонНТУ, преподаватель дисциплины «Заповедное дело»:

- Флора уникального заказника «Белосарайская коса» насчитывает более 200 видов, включая занесенные в Красную книгу Украины и европейские «красные списки» - мак азовский, житняк киммерийский, камка морская и прочие. Таких группировок солевыносливых видов нет нигде в мире! Здесь богатая орнитофауна - есть европейские журавли, несколько охраняемых законом видов цапель, чаек, куликов и ходульников. То, что нынче творится в заказнике - возмутительно! При разумном подходе здесь можно было бы сделать курорт мирового значения - благо есть море, чистый воздух, целебные грязи и ландшафтный парк, где можно проводить экскурсии для туристов со всего мира. Но боюсь, что Белосарайку в ближайшее время постигнет судьба соседней Ялты,  принявшей на себя непосильную рекреационную нагрузку, последствия которой печальны.


Софья Проводникова. Фото автора.
Читайте также: