Хлеб да соль загнали в долговую яму

Встреча с Еленой Горбатюк состоялась на берегу пруда, где молодая женщина пыталась наловить рыбки на уху для собственного семейства.

На птицефабрике «Волновахская» в черном теле держат птичниц и несушек.

«Наши дети хотят кушать»

«...К вам обращается коллектив рабочих птицефабрики «Волновахская» и ее дочернего предприятия «Волновахское». Мы много лет проработали на этих сельхозпредприятиях Волновахского района, видели как хорошее, так и плохое. Мы считали, что с приходом нового директора Сергиенко И.Г. наше непростое положение наладится, однако вернулись в ситуацию девяностых годов. Несмотря на то, что продукция ежедневно продается, оплата труда рабочих снизилась до 60 процентов, да и та задерживается более двух месяцев.

...Директор Сергиенко И.Г.  за это время ни разу не собрала коллектив и не объяснила,  почему не выплачивают зарплату. Мы - матери, у нас есть дети, которые хотят кушать и которых надо обуть и одеть. Многие люди брали кредиты в банках, а сейчас не  имеют возможности их вернуть. Но это еще полбеды. Мы не можем иногда купить даже хлеба, потому что задолжали в продуктовые магазины... Мы, нижеподписавшиеся, просим оказать помощь...».

Документы особой секретности

Я умышленно не привел ту часть открытого письма, где речь идет об откатах, организации конфликтов и прочих неблаговидных поступках,  которые,  якобы, числятся за руководством птицефабрики. Пришлось отказаться и от цитирования некоторых устных ответов, полученных от опрашиваемых аграриев в ходе журналистского расследования. А все потому,  что,  несмотря на все приложенные усилия, так и не удалось получить официальную  доказательную базу.

Более того, представители правоохранительных органов района и властных структур отказались предоставить корреспонденту «Донбасса» сводки, касающиеся размеров задолженности птичникам по зарплате и непосредственно производственной деятельности птицефабрики «Волновахская». Очевидно, данные документы являются в районе особо секретными. Но об этом несколько позже.

Отсюда нечистоты текут в крупнейшее водохранилище района, однако руководство птицефабрики «Волновахская» совершенно не интересует, что над жилищами подчиненных встает смрадный дух. Здесь же находятся и буйные заросли дикорастущей конопли.

В черных списках значатся...

В качестве наглядной иллюстрации жизни аграриев следует использовать грозную табличку, которую можно увидеть чуть ли не в каждом сельском магазине: «В долг не отпускаем». Впрочем, продавцы и владельцы торговых точек менее категоричны, подтверждением чему служат хранимые в денежных ящиках ученические тетрадки с фамилиями должников.

Птичники Ближнего и Рыбинского не  являются исключением. В частности, попавшая под указ об очередном сокращении штатов сорокалетняя Татьяна Д. откровенно призналась:

 - Моя семья только за продукты задолжала более двухсот гривен. Хотя и берем  самое необходимое - хлеб,  сахар, соль,  спички - сумма, как видите, набралась солидная. С ужасом думаю, что будет,  если  муж не устроится в городе на работу... Куда бежать, кому  жаловаться?..

Директор кроет только мужиков

Читатели, полагаю,  обратили внимание, что я не называю фамилию уволенной. Она,  как и многие другие, опасается преследования со стороны руководства. «Вдруг, - говорили аграрии, - дела наладятся, а кто нас потом возьмет на работу... Особенно рискованно оказаться в немилости директора дочернего предприятия птицефабрики  Новикова. Он, не стесняясь, может обматерить даже женщину». Данный факт подтвердила  тоже уволенная сортировщица Елена Горбатюк:

 - Когда я начала конфликтовать по поводу  задержки зарплаты, - призналась она, - Виктор Владимирович вызывал меня в кабинет на «беседу». В крепких выражениях он не стеснялся.

Сам же директор дочернего предприятия слова бывшей сор­тировщицы полностью отрицает. Зато в присутствии  двух свидетелей признался журналисту: «Крою матом только мужиков». Стоит ли говорить, что стоит за этим весьма опрометчивым заявлением...

Пообещали тарелку супа

«У нас, в Ближнем,  не работают очистные сооружения. Однако наше начальство отвечает,  что это не в его компетенции... Разве мы живем?  Мы выживаем... Скоро первое сентября, а я не могу купить детям ни одежду, ни школьные принадлежности... Пошла просить, чтобы выдали хоть часть денег, а мне ответили: «Ты будешь работать, если понадобится, за тарелку супа в день»... Руководство считает простой народ быдлом. Если кто начинает возмущаться, тут же затыкают рот», - вот лишь часть откровений,  которые пришлось услышать во время журналистского расследования.

Выступить же с открытым забралом рискнула лишь Елена Горбатюк, о которой Виктор Новиков отозвался весьма нелестно. К слову,  этот командир-аграрий очень настойчиво добивался от корреспондента  «Донбасса», чтобы он назвал имена остальных авторов жалобы. Полагаю, вовсе не для того, чтобы поместить их фото на Доску почета.

Впрочем, теперь я жалею, что не внял просьбе директора дочернего предприятия. Когда материал готовился к печати, позвонила бывшая сортировщица:

- После вашего визита мне принесли пятьсот с лишним гривен и объяснили, что это - часть погашения задолженности по зарплате.

Профсоюзы здесь не в моде

Не осмеливаюсь утверждать, что щедрость руководства птицефабрики по отношению к уволенной работнице вызвана приездом журналиста. Елена и ранее обращалась в различные инстанции. То есть свои гражданские права она отстаивает всеми доступными методами, чего нельзя сказать о Татьяне Д., которая уверяет, что некуда бежать и некому жаловаться. Однако даже если учесть распространяемые слухи, будто бы правоохранительные органы на корню куплены Ириной Григорьевной и Виктором Владимировичем, позволю себе не согласиться с мнением сорокалетней дамы. Пусть вы не доверяете чиновникам,  но ведь в  цивилизованном мире существует могущественная сила, к которой вынуждены  прислушиваться владельцы шахт, заводов, пароходных компаний и агропромышленных предприятий.

Сила эта - профсоюз, весьма успешно отстаивающий интересы трудового народа перед толстосумами и их клерками. К сожалению, в ходе расследования никто из опрашиваемых даже не упомянул об этом. Впрочем, понять собеседников было нетрудно, ведь ни один из рядовых аграриев «Волновахской» не является членом профсоюза.

А хорошее - под боком

К сожалению, обстоятельно побеседовать на бытовые и производственные темы с  директором птицефабрики не удалось. Сославшись на  занятость, Ирина Григорьевна лишь сказала, что так называемые откаты и организация травли инакомыслящих являются досужим вымыслом. Но наряду с  тем она не отрицала некоторые упущения, которые, по ее мнению, характерны для агропромышленного комплекса и страны в целом.

Все так,  по милости правителей Украина переживает далеко не лучшие времена. Но, согласитесь, отнюдь не каждый командир-аграрий позволяет себе распекать подчиненных посредством ненормативной лексики и не в каждом селе вызванные кризисом увольнения порождают столь обширное недовольство. Более того, еще раз сошлюсь на птицефабрику «Мариупольскую» того же Волновахского района.

Считавшееся при советской власти середнячком, это хозяйство в годы независимости сумело нарастить производственный потенциал. По крайней мере,  в селе Степном, где находится контора птицефабрики, никто себя быдлом не считает и хлеб «на запись» не берет.

Арифметика куриного голодомора

И все-таки, к чести авторов письма, они пекутся не только о собственных невзгодах. Не менее остро сельчан волнуют... производственные вопросы. В частности, они считают, что руководство птицефабрики занимается откровенной фальсификацией:

- У нас,  - говорит  птичница Тамара Ч.,- насчитывается пятьсот тридцать пять тысяч несушек. И мне совершенно непонятно, как в июле текущего года от них удалось получить 19 миллионов яиц? Особенно если учесть, что несушек зачастую просто морят голодом.

Эта же работница тайком передала страничку из тетради по арифметике. И хотя документ несколько устарел и составлен не в соответствии с канцелярскими правилами, думаю,  представляет собой определенный интерес:

«Данные за май 2009 года. 1, 2, 3 мая - птица не кормилась, 4, 5 - полнормы, 6, 7, 8, 9 - норма, 10, 11, 12 - птица не кормилась, 13, 14 - полнормы, 15,16,17,18,19 - норма, 20, 21, 22 - полнормы, 23, 24, 25, 26 - птица не кормилась,  с 27 и  до конца месяца - норма. Третья бригада в мае недополучила 114 тонн, первая - 95 тонн корма. В июне ситуация примерно та же».

- А как же несушки выдерживают такой голодомор? - изумился я.

- Все просто, - ответила собеседница. - Выключают свет, и  куры на несколько дней впадают в дрему.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: