Недра Донбасса забрали человеческие жизни

Недра Донбасса забрали человеческие жизни

Сегодня в Макеевке хоронили горняков, погибших на шахте им. Кирова.

Взрыв произошел 23 августа в 14.20 на глубине 110 метров. В момент аварии в шахте находился 141 горняк. Восемь человек погибли, еще 19 госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

Причиной аварии стал человеческий фактор. Так считает заместитель министра угольной промышленности Украины Юрий Грядущий. По его словам, взрыв метана произошел ориентировочно в районе сбойки между двумя выработками на распределительном пункте. «Скорее всего, это был пускатель. Сейчас он находится на экспертизе, я думаю, что завтра будет абсолютно точное решение экспертной комиссии», - отметил Юрий Грядущий. Он также сообщил, что экспертам удалось пройти к месту аварии и осмот-реть его, но «есть теоретические дискуссионные вопросы, которые всегда возникают в таких случаях».

На шахте ведутся аварийные работы. Пылегазовая обстановка в норме, угрозы повторных взрывов нет. На данный момент шахта не работает по добыче угля, ранее ежесуточный объем добычи составлял 100 тонн. 1-я западная лава, в которой произошел взрыв, - новая, она находилась на стадии монтажа. Ее запуск на добычу угля планировался лишь через месяц.

И.о. замначальника участка Андрей Петенин: «Там остались четверо моих мужиков...»

Недра Донбасса вновь в выходные забрали человеческие жертвы. Сколько было обещаний на самом высоком уровне, но для горняков принципиально ничего не изменилось - на каждую тысячу тонн черного золота приходится несколько погибших. За два дня до взрыва шахта им. Кирова была обследована представителями Донецко-Макеевской государственной региональной инспекции Госгорпромнадзора. Максимальный показатель газа метана, зафиксированный во время проверки, не превышал 0,3% (при допустимом показателе 1%). Казалось бы, ничто не предвещало беды.

Как сообщила «Донбассу» руководитель пресс-службы территориального управления Госгорпромнадзора по Донецкой области Марина Никитина, взрыв произошел во время ведения монтажных работ на участке подготовительных работ 1-й восточной лавы пласта H10 «Верхний». «Работы по выемке угля в момент взрыва на участке не велись. В первую смену 23 августа, с 8.00 до 12.00, на шахте проводилось плановое реверсирование воздушной струи. После этого в 14.20 на шахте произошел взрыв. Обстоятельства аварии расследует специально созданная комиссия», - говорит она.

Как всегда, сразу после трагедии политики и представители власти срочно занялись проблемами горняков. В Кабмине провели круглый стол, во время которого Юлия Тимошенко пообещала выделить 100 миллионов гривен на повышение уровня безопасности труда шахтеров. При этом премьер выразила надежду, что до конца 2010 года в Украине будет введена современная система безопасности труда горняков. Тимошенко подчеркнула, что этот вопрос является приоритетным для правительства.

Работники шахты ждут, когда «верхи» решат их судьбу.

Однако лидер шахтерского профсоюза Виктор Турманов отнесся к этому заявлению критически. «Я приехал на похороны, но на круглом столе у Тимошенко был мой заместитель. Хотя сперва планировали расширенное заседание правительства по угольной отрасли. Собрали всех гендиректоров, шахтеров-героев. Выступления были красивыми. То есть в отрасли всё хорошо. На самом деле, я вам прямо скажу, ситуация критическая. Мы сейчас платим горнякам голую зарплату. Нет отчислений даже в пенсионный фонд. И самое главное - перспектив нет. В этом году на развитие отрасли не выделили никаких средств», - с горечью констатировал Турманов.

Также Тимошенко поручила Министерству угольной промышленности и Министерству окружающей природной среды проработать возможность бесплатного оформления лицензий для угольных шахт. После трагедии на шахтеров всегда обрушивается ливень запоздалой заботы. Или, как минимум, ливень щедрых обещаний. Откровенно говоря, обещания уверенно доминируют.

Приехавший сегодня вечером на шахту лидер оппозиции Виктор Янукович сразу предупредил, что не будет говорить о причинах конкретной аварии до окончания расследования, дабы не нагнетать обстановку. Но его характеристика ситуации в отрасли сама по себе была ответом. «Подобные случаи могут произойти на любой шахте. Отчасти причина в том, что работает старое оборудование, которое уже не раз ремонтировали. Бюджет обеспечения безопасности, в том числе и расходы на ВГСЧ, сократили в три раза. Но и этот бюджет выполняется лишь на 25%. Когда такое было в истории угольной промышленности? Конечно, это трагедия. Не хочу нагнетать обстановку, но уверен, что сегодня самая главная задача, стоящая перед отраслью - сохранить человеческие жизни», - заявил Янукович.

Правительственная комиссия докладывает Виктору Януковичу о ходе расследования причин аварии.

Комиссии работают

По поручению первого вице-премьера Украины Александра Турчинова создана правительственная комиссия во главе с министром угольной промышленности Виктором Полтавцом. Она должна выяснить причины аварии на шахте им. Кирова, которая произошла в результате выбросов газо-метановой смеси. Сейчас комиссия уже работает на месте аварии. Правительство выразило соболезнования семьям погибших и пострадавших шахтеров.

В связи с аварией Госгорпромнадзор начал дополнительную проверку состояния пыле-газового режима и проветривания всех угольных шахт. Руководители территориальных управлений по Донецкой, Луганской и Львовской областям обязаны особое внимание уделить проверке подготовленности шахт к реверсированию вентиляционной струи. «В случае выявления нарушений требований нормативно-право-вых актов по охране труда инспекторы будут останавливать работу», - говорится в сообщении пресс-службы ГГПН. Кроме того, сегодня осмотрщики Донецкого горного округа начали всестороннюю проверку состояния промышленной безопасности и охраны труда на угольных шахтах Государственного предприятия «Макеевуголь».

Справка «Донбасса»

Обособленное предприятие «Шахта имени С. Кирова» (ГП «Макеевуголь») была создана в 1996 году на базе одноименного шахтоуправления, в которое входило две шахты: №1 им. Кирова и Кировская-Западная. Производственная мощность - 600 тыс. тонн. Промышленные запасы угля составляют более 16 млн. тонн. Шахта по категории отнесена к опасным по внезапным выбросам метана.

Кирилл Сазонов. Фото Ольги Кононенко.

В ВОЗДУШНОЙ МЯСОРУБКЕ

Всякий раз спускаясь под землю, каждый, кто избрал этот непростой труд, пытается «навести контакты» с небезызвестным Шубиным, хозяином недр. Подстраховаться, чтобы злой дух понапрасну не куражился. Но в этот раз как-то подзабылась давняя примета. Речь ведь шла не о добыче, а только о подготовке лавы. Чтобы к открытию в профессиональный праздник она выглядела как настоящая именинница: настилали рельсы, наращивали ставы - систему противопожарных труб.

Николай Щербина, Евгений Аникеев, Александр Баранов: они знали друг друга только в лицо, кивали при встрече. Сейчас чувствуют себя братьями, которых миновала страшная беда.

Смена только стартовала. Николай Щербина вместе со Станиславом Дегтяренко на сопряжении первого заезда готовили инструменты - цепи, лопаты - когда почувствовали сильный толчок в спину. А потом с места сорвало и понесло.

- Дальше ничего не помню, - признается Николай. - Пришел в себя, когда ребята меня начали поднимать. Откинуло на 15 метров. Побило, конечно, по дороге. Бедро вот пострадало. Станислав сильно ушиб голову и ноги. Самое жуткое - мгновение назад всё было нормально, и вдруг тебя накрыла с головой темнота. На расстоянии вытянутой руки уже ничего не видишь, такая пыль вокруг поднялась. Мелкая и въедливая, как несмываемые чернила.

Неделю назад он женил сына. Свадьбу отгуляли красивую, шумную. Кто бы мог подумать, что так скоро может оказаться у черты, за которой безмолвие. Жена, когда узнала обо всем, категорически заявила, что его в эту черную дыру больше не пустит...

Александр Баранов - звеньевой проходчиков, находился от эпицентра метрах в 250-ти.  Как раз выгружал оборудование. А тут - ураганный порыв ветра. Упал, покатился, лицом сильно приложило к цепи. Потом узнал, что у товарищей сразу сорвало спасатели. Так, по лучику коногонки да по рельсам - самым верным шахтерским ориентирам - они выходили к жизни. Жене позвонил сам, чтобы успокоить: «Не переживай, меня слегка травмировало, может быть, я еще вернусь на смену». Но рабочий день на этом завершился. После осмотра в медпункте тех, кто чувствовал себя плохо, на «скорой» ВГСЧ сразу же отправили в больницы. Он и еще четверо попали в Рудничную Макеевки. С ярко выраженными признаками отравления газом метаном: головной болью, головокружением, тошнотой и странным привкусом на зубах, который ни с каким другим не спутаешь. 

Горный мастер Евгений Аникеев семьей обзавестись еще не успел. Зато в свои 24 уже узнал вкус потери. Только закрепил за каждым из подчиненных свой фронт работ, как бабахнуло, протащило в воздушной мясорубке. Но спешить к выходу не стал, решил вернуться к своим. Те, что брели навстречу, держась рукой за стеночку, сказали, что четверо полегли...

Пятый - Юрий Николенко - попал в реанимацию не сразу. Ему стало плохо на второй день. Все горняки получают необходимое лечение в отделении интенсивной терапии: капельницы, уколы, барокамеру.

- Когда они поступили к нам, их состояние оценивалось как средней тяжести, - говорит врач Александр Бутко. - Сейчас оно удовлетворительное. Поэтому мы готовим их к переводу в областную клиническую больницу профзаболеваний.

Елена Карпенко. Фото Ольги Кононенко.

"У РЕБЯТ СИЛЬНЫЙ СТРЕСС"

Как рассказал корреспонденту «Донбасса» главный врач областной клинической больницы профзаболеваний Евгений Гладчук, в настоящее время в клинике на излечении находятся 13 пострадавших от взрыва на шахте им.Кирова.

Николай Никитенко: «Самое странное - в этой выработке не работали машины...»

Шестеро были доставлены буквально через несколько часов после аварии, еще семерых госпитализировали на следующий день. Такая задержка, по словам Евгения Александровича, объясняется состоянием аффекта - какое-то время после трагедии люди еще не ощущали  болезненных последствий. Все поступили в больницу, как говорится, «на своих ногах».

Шахтеры были всесторонне обследованы, каждому назначили индивидуальный курс лечения, в том числе и психологического. Евгений Гладчук подчеркнул: «Люди пережили сильнейший стресс: внезапный взрыв, погибшие товарищи - всё это, безусловно, оказало большое влияние на психику. С ними уже работают психотерапевты, впоследствии их обследуют специалисты психологического центра». В целом же состояние здоровья пострадавших шахтеров удовлетворительное.

Андрей Петенин, и.о. замначальника участка ПРТБ: «Я находился ниже того горизонта, где произошел взрыв. Услышал хлопок и как-то сразу догадался, что это могло быть. Направился туда, со мной были еще ребята. Мы знали, что там, где рвануло, работали наши товарищи, поэтому поначалу пытались что-то сделать сами. Но ближе к эпицентру было не подойти - газ, запыленность. Четверо моих мужичков там остались...»

Николай Никитенко, помощник начальника участка ПР
: «Я работаю на этой шахте в общей сложности 19 лет, и никогда ничего подобного здесь не случалось. Может, поэтому я поначалу не понял, что случилось. Позвонил диспетчеру - он дал команду выводить людей на-гора. Самое странное, что в этой выработке ведь не работали никакие машины и механизмы - их там попросту не было. Свое проходческое оборудование мы уже вывезли, а участок МДО, который должен «заряжать» эту лаву, к работам еще не приступил. Вот так - ни с того, ни с сего».

Юрий Окунь. Фото Ольги Кононенко.

ПОГИБЛИ

Якитов Роман Владимирович, 1979 г.р., электрослесарь подземный.

Михайлов Николай Александрович, 1976 г.р., горнорабочий.

Годяев Сергей Станиславович, 1966 г.р., электрослесарь подземный.

Сербин Сергей Владимирович, 1979 г.р., машинист БВР.

Чупика Сергей Павлович, 1981 г.р., горнорабочий.

Некрылов Эдуард Николаевич, 1967 г.р., механик участка по добыче угля.

Сливканич Сергей Иржиевич, 1963 г.р., зам.начальника участка по добыче угля.

Карабан Роман Леонидович, 1980 г.р., электрослесарь подземный.


Читайте также: