От баяна к наковальне: добропольский музыкант стал кузнецом

Виталий Чернов у очередного «дворянского» шедевра.

В Донецке ныне мода на кованые чудеса. В уникальном парке, опоясавшем горисполком, есть лепта и кузнеца из села Шилово Виталия Чернова. Кто знает, может быть, пройдет время, и там обязательно отметятся еще и его земляки из села Криворожье?

Кружевные аккорды


Уже шесть лет каждое рабочее утро в кузне для Виталия и его напарника Петра Мандрыки начинается с фразы: «Ну шо, разжигаем?».  Для кого-то, может быть, и обыденные слова, а для него лично - будто взмах дирижерской палочки. После которого огонь в горне вспыхивает, как по нотам, а каждый удар по наковальне звучит, как верно взятый аккорд. Потому что занимается он не черной работой (хоть все вокруг и впрямь покрыто сажей), а творчеством. Без оного материал, что безлико до того момента сложен в стороне (пруты, профили, полосы и прочий «металлолом»), не превратится в нечто ювелирно-одухотворенное.

Про себя он с улыбкой называет такой подход «творческой отсебятиной». Это значит - каждое изделие должно быть не похоже на предыдущее, как бы очередной заказчик ни настаивал «зроби, як у сусіда». Всегда предлагает новый вариант, свое видение «темы». А исполняет ее так, что, принимая работу, народ только ахает. Одних ворот выдал около сотни, ни разу не повторившись. А сколько каминных решеток, подставок под цветы и прочих «витиеватостей». Такое впечатление, что металл мягок под его руками, как, к примеру, пластилин. Что захочет, то и вылепит. Если точнее, что услышит. Есть у Виталия такой маленький секрет.

- Ну и с чем ассоциируется, к примеру, роза? - интересуюсь, трогая пальцами очередной шедевр.

- Она, как вальс, - лукаво улыбается в ответ.

- А вот эти ворота с чудо-цветами?

- Это уже «Времена года» Чайковского.

Откуда у хлопца «испанская грусть»? Что будет музыкантом, понял еще в школе, когда смастерил свою самую первую электрогитару и потряс игрой на ней всю округу. Потом закончил Донецкое культпросветучилище. Шестнадцать лет возглавлял народный оркестр в сельском клубе, и не найти было такого инструмента, который бы его не слушался: домра, балалайка, баян. Может быть, и дальше бы нес культуру в народ, если бы клуб не закрыли. Нужно было искать свое место в жизни. Тогда-то и вспомнилось удивительное ощущение, испытанное еще в юности, когда в руки попала книжка с чудным названием «Кружева из металла». Внутри вроде бы что-то щелкнуло и «включило». Будто взяв сильный и звучный аккорд, вдруг почувствовал, как мурашки бегут по коже... Первые пробы - дверные ручки, подсвечники - он начал мастерить еще в начале 90-х, на заднем дворе, обзаведясь маленькой наковаленкой и большой мечтой: выковать себе такие ворота, чтобы каждый прохожий останавливался. Забегая наперед, констатирую: сапожник так и остался без сапог, зато скольких осчастливил с момента официального создания ЧП «Чернов».

Так юношеское увлечение переросло в профессию, почитаемую народом. Музыкант стал кузнецом, да еще каким! Бери выше - композитором в своем деле. Идей и фантазии - море. С одной из них он заявил о себе на фестивале «Парк кованых фигур». Честно признается: в прошлом году приехал в Донецк, чтобы присмотреться. А в нынешнем - уже как участник. «Визиткой» стала картина 80 на 60 см: выкованный из металла пейзаж с шевченковской хатой, где рядышком, как полагается, соответствующий «интерьер» - и дерево, и колодезь с журавлем, словно нарисованные кистью. У него ее купили сразу за «баснословную» сумму - аж 1200 гривен. Но для Виталия важнее другое: его приняли в Союз мастеров кузнечного искусства Украины.

На равных на том кузнечном священнодействии среди 77 самых разных, творчески исполненных «на добрую память» гвоздей появился и его персональный - «з пiр'їнкою». А еще в ограду, возле роз, подаренных Донецку к 140-летию, он вписал поистине королевский подарок - великолепный перстень с камнем весом в 5 кг. Наша газета заказала ему выковать и нам сувенирчик - подкову на счастье...

Вот такой подарок Донецку.

На генном уровне

Когда Юрий и Виталий Карманцы зашли в кузню к «соседу» по району Виталию Чернову, то буквально замерли: это ж надо так! А хозяин обстоятельно рассказал им, что к чему. Вернулись окрыленные и убежденные, что у них все тоже получится.

По крайней мере, так всегда было, за что ни брались. По хозяйству успевали и на земле поработать, и время находили что-то мастерить. Хорошая наследственность сказалась: по одной линии  прадед и дед были кузнецами с Дона, по другой - родня с художественным уклоном - умельцы картины рисовать, шить да вышивать. Дом - как музей, который очень приятно пополнять своими «экспонатами». К примеру, мини-бильярдом с резными ножками, возле которого зимними вечерами собирается окрестная молодежь. Почти как в филиале клуба, которым заведует старший из братьев - Юрий.

Кованный стул

Не работы Гамбса, но до чего хорош стульчик...

Он, как и Виталий Чернов, имеет свое музыкальное прошлое и настоящее: поет так, что соловьи одобряют. А вот душа взяла и потянулась к металлу. Крыльцо в кухоньке украсил витиеватыми виноградными гроздьями. Потом вместе с младшим братом соорудил кресло-качалку. «Чтобы чисто философски посидеть», - улыбается соавтор Евгений. Его, закончившего донецкое училище по специальности «жестянщик», почему-то тянет не машины рихтовать, а заниматься резьбой по дереву. Орнамент на столиках и стульях в доме - осенние листья, как настоящие, готовые улететь от порыва ветра.

Хотя опыта у обоих еще маловато, им уже понятна главная истина: у металла, как и у дерева, есть душа. Не прислушаешься - не ляжет так, как тебе надо. А им хочется выписывать на них свои мелодии. Есть у братьев заветная мечта: создать собственную мастерскую, с кузней да станками, словом, сложить их разные устремления в общее мастеровое дело.

Отец Алексей Антонович по этому поводу подтрунивает над сыновьями: мол, дай им ось наварить, так ведь не смогут. Но гордости за них не скрывает. Как и мама Раиса Николаевна, в свое время приносившая мальчикам книжки «по поделкам» и покупавшая молоточки да пилочки: руки у детей к ним потянулись, вот и результат.

Карманцы, вопреки своей говорящей фамилии, никогда не гнались за длинным рублем. Главный тезис в семье: «Довольтесь тим, що маєте». А «мають» они немало, и главное в списке ценностей - стремление своими руками сделать жизнь ярче, красивее. Судя по настрою, все у них должно получиться.

Недавно младшего, Евгения, женили. Сидя на скамейках, которые братья соорудили сами, гости искренне  тостовали за их таланты. Мы присоединяемся...

Кузнецы. Донбасс

Сейчас «философское» кресло занял Юрий.

Мы сами куем свою судьбу

Есть такая поговорка, мол, все мы сами куем свою судьбу. Наверное, она когда-то была писана не «образно говоря», а именно «с натуры» - вот с таких чудо-умельцев. Кстати, готовых щедро поделиться секретами своего мастерства. Чтобы их красивое дело имело такое же продолжение.

Виталий - самоучка, не повезло взять уроки у профи: «послали» его, чтобы не обзаводиться лишним конкурентом. А он молодняк не прогоняет: смотрите, чего уж там. Получится - посоревнуемся потом...


Елена Карпенко. Фото автора.
Читайте также: