Семь футов под килем

...пожелали командование Донецкого погранотряда и гости экипажу катера БС-105, который ровно 20 лет назад заступил на охрану морских рубежей Украины.

Юбиляру салютуют флаги


Какой была погода двадцать лет назад, когда на гафеле катера БС-105 впервые взвился флаг погранвойск, не смог вспомнить даже командир дивизиона капитан второго ранга Сергей Маймула. Вполне вероятно, что торжественная церемония, как и в это праздничное утро, проходила в условиях плохой видимости. Туман над гаванью Мариупольского судоремонтного завода, где базируются катера, временами достигал такой плотности, что поднятые над «именинником» флаги расцвечивания теряли свою первозданную нарядность.

Но даже ему не судилось смазать торжественную атмосферу. Особенно оживились катерники, когда приехали гости, представители местной власти, журналисты и родственники. Одним из первых на борт «Сто пятого» поднялся сын мичмана Максима Борисова - Илья. Малец по всей форме доложил родителю об успешном окончании второй четверти и поздравил его с праздником.

- День рождения корабля, - сказал мичман Борисов, - является самым большим праздником для экипажа. Конечно, двадцать лет для боевого катера - возраст приличный. Однако наш ветеран находится в хорошей форме.

Донецкий погранотряд

Юбиляров  пришли навестить ветераны морского дивизиона. В качестве подарка они поднесли копию БС-105.

Сети изымают километрами

Биографию «Сто пятого» дополнил командир дивизиона Маймула:

- На счету экипажа катера немало славных дел. Он доставлял для стройки на острове Змеиный всевозможные грузы и людей, принимал участие в операции по спасению девятнадцати рыбаков в Днепробугском лимане, неоднократно подбирал в открытом море беспечных купальщиков. Так, прошлым летом катерники сняли с надув­ного матраца совершенно обессилевших мужчину и ребенка. Собственно, в летние месяцы отдыхающие приносят массу хлопот. Несмотря на неоднократные предупреждения, граждане играют в прятки со смертью, и нередко такие игры  заканчиваются трагически. Я уже не говорю о том, столько времени и дорогостоящего топлива приходится тратить на  поиски унесенных ветром...

Но главная задача морских пограничников - это охрана рубежей Отечества от лихих людишек и борьба с браконьерами, которые эти рубежи нередко нарушают. К примеру, в минувшем году было задержано более пятисот лиц, примерно столько же привлечено к административной ответственности, изъято более десяти  километров сетей и около восьми  тонн незаконно добытой рыбы.

Донецкий погранотряд. Отец и сын

Илья Борисов поздравляет своего родителя с праздником.

Затерявшиеся в тумане

К сожалению, Азовское море зимой не позволяет катерам выходить за ворота базы. Особенно обстановка осложняется с наступлением морозов, которые заковывают древнюю Меотиду в ледовый панцирь. Тогда не то что катера, а и имеющие ледовый класс суда торгового флота с неимоверным трудом пробиваются через торосы. Но это вовсе не означает,  что море остается без должного присмотра. Вахту бдительности берут на себя береговые посты, оснащенные необходимыми приборами.

Мы в «Донбассе» рассказывали об операции по спасению рыболовов, которые оказались в море на дрейфующей льдине. Так вот, когда спасатели решили, что все люди благополучно переправлены на берег, с ними связались пограничники берегового поста. Далее последовал примерно такой разговор:

- Вижу двоих людей, сообщаю координаты...

- А вы не ошибаетесь? Что можно рассмотреть в сплошных сумерках и тумане?..

- Будем считать, что это маленькая военная тайна. Итак, люди перемещаются на льдине к зюйд-весту, расстояние от вашего катера до них - тысяча двести метров. Как поняли?

- Все ясно. Тоже ложимся на зюйд-вест.

Спустя час спасатели сообщили, что заблудившаяся парочка обнаружена и взята на борт.

Браконьеры начинают и... проигрывают

Разумеется, откровения закоренелого браконьера как-то не вписываются в атмосферу праздника. И все-таки они служат довольно точной оценкой труда морских пограничников,  в том числе экипажа БС-105:

- Поначалу мы не придали  особого значения появлению в акватории Азовского моря «Грифов» и «Калканов». Считали, что в задачи пограничников не входит борьба с нарушителями  правил рыбной ловли,  то есть с нами. Но вскоре поняли свою ошибку. Для многих моих знакомых заблуждение обернулось крупными штрафами, а также конфискацией снастей. Глядя на погранцов, подтянулись и рыбинспектора, с которыми, что греха таить, можно было договориться...

А чтобы не проигрывать в скорости, мы вынуждены были обзаводиться более мощными лодочными  моторами. Только и с этим преимуществом покончено.

- Совершенно верно, - подтвердил заместитель командира дивизиона капитан третьего ранга Александр Морской. - Наши «Калканы» легко настигали лодки браконьеров, а когда те попытались обзавестись новыми моторами, мы получили два сверхбыстроходных катера.  В итоге преимущество осталось за нами.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: