Конфликт. Контролеры требуют от хозяйки квартиры 10 тысяч

«Почему работники РЭС позволяют себе такую наглость?», -  недоумевает Нелли Мазур, которую тот дикий случай надолго уложил  в постель с гипертоническим кризом.

В краматорский корпункт «Донбасса» обратилась престарелая жительница дома №9 по ул. Пролетарской в Славянске, которая уверяет, что стала жертвой дерзкого «налета» рейдовой бригады местного предприятия «Район электрических сетей». Конфликт продолжается уже более четырех месяцев.

«Стоять! Вы - попали!»

«Вечером 19 октября к нам во двор через забор перелезли какие-то люди.  С криком: «Стоять! Вы попались!» забежали в дом и принялись что-то выискивать в комнатах. Позже выяснилось: это пожаловали работники РЭС», - пишет со слов 70-летней Нелли Мазур ее дочь Ольга, гостившая у мамы в тот вечер. Сама Нелли Михайловна уже давно не может читать и писать: катаракта убила зрение.

С печалью взирая, как визитеры в грязной обуви ходят по коврам, Ольга брела следом и спрашивала: «Что вы ищете? Скажите, мы покажем». Те лишь посмеивались. Наконец, заметив над входными дверями под потолком концы, выведенные во время постройки дома около полувека назад (возможно, это был неиспользуемый вывод для подключения светильника. - Прим. авт.), один из них, взгромоздившись на кухонную табуретку, сбил молотком на пол большой кусок штукатурки. Затем снял счетчик и снова повесил. Провозившись около часа, гости заявили: «Вы воруете электро-энергию! Мы нашли неучтенную розетку». И включили видеокамеру...

Хозяйка, потерявшая мужа десять лет назад, возразила: над дверями никогда не было розетки, а она слепа. Ну какой с нее электровор? Но старушку грубо оборвали: «Если уж попались, молчите...».

Электромонтер Наталья Сухарева, вытащив чистый бланк акта, сообщила, что они хорошие специалисты и обвести их вокруг пальца хозяйке не удастся. Заявив, что ночью возле ее дома бригада РЭС замерила потребляемую мощность, которая превысила 5 кВт.

«Этого не может быть, - пишет в письме Мазур. - Если включить всё, что имеется в доме - холодильник «Морозко», который в сутки потребляет 600 Вт, электроплитку на 1,5 кВт, телевизор и несколько ламп-сороковок, то вряд ли наберется 3 кВт. Энергии мы потребляем мало, да и воровать ее нет нужды».

На бригаду эти аргументы не произвели впечатления. Они настаивали на подписании акта, намекнув, что его можно и не составлять, если найдется... тысяча гривен.

Впали в ступор от наглости

- Зачем вы подписали акт, не прочитав его, не будучи согласной с тем, что вашу маму обвинили в воровстве? - спрашиваю Ольгу Антоновну, разглядывая стену, якобы разбитую контролерами. - И почему не вызвали милицию, если «рэсовцы», как вы уверяете, перелезали через забор?

- Наверное, просто впали в ступор от их наглости. Надо было вызвать... Теперь будем знать.

Оказывается, путь через забор для монтеров привычен. Стоило женщинам через день письменно опротестовать в РЭС действия визитеров, у них вырезали и увезли 20-метровый шлейф ввода от столба к дому, оставив в почтовом ящике записку: «У вас долг по акту 9726 гривен». А ведь провода принадлежали хозяевам дома. Во двор люди вошли, перемахнув ограду, оставив женщин без света на полтора месяца.

В доме - печное отопление, но нет плиты, на которой можно приготовить еду. Пока Мазур отстаивали свои права, обращаясь вплоть до главы Минэнерго, пищу готовили у соседей...

Комиссия нарушений не нашла

По поручению министра топлива и энергетики 23 ноября прибыла комиссия в составе двух инспекторов энергонадзора из Константиновки с участием той самой «тройки» из РЭС. Спросив разрешения, гости разбили стену, проверив, откуда идут те злополучные концы над дверью. Перед приездом инспекции к дому спешно прибыла бригада из местного РЭС - восстановила ввод со столба и смонтировала фасадный счетчик.

«Прозвонив» проводку в до­ме, комиссия пришла к выводу: всё электропотребление происходит через прибор учета, и нарушений нет.

- На вопрос, как же контролеры могли составить такой акт, один из инспекторов, уходя, сказал, что те нас обманули, - приподнявшись на постели, развела руками Нелли Михайловна. - Что за люди работают в РЭС?   Ведь они нам предъявили почти десять тысяч гривен штрафа, да еще в суд подали, нас не известив...

Покидая дом Мазур, я взглянул на фасадный счетчик. Он показывал, что хозяйка «намотала» почти за три месяца ... всего 61 киловатт.

К сожалению, не удалось застать в РЭС героев этой публикации - работников рейдовой бригады РЭС: люди трудятся в поте лица, борясь с хищениями электроэнергии. Но с руководителем пообщался. Как я понял, вывод комиссии энергонадзора ничего не меняет: хозяйке дома №9 по Пролетарской по-прежнему грозит немыслимый штраф и отключение...

Криминальные визиты

Кстати, должность контролера РЭС по достоинству оценили в криминальном мире. В одну из квартир краматорского дома настойчиво постучали. Открыв дверь, 75-летняя хозяйка увидела молодого человека, сунувшего ей под нос удостоверение: «РЭС. Нам нужно проверить платежи и соответствие электроприборов». Хозяйка не возражала. Когда гость, пересчитав розетки и утюги, ушел, ветеран недосчиталась пяти тысяч гривен, хранившихся в серванте. Возможно, в то время, когда бабушка писала заявление в милицию, липовый инспектор пересчитывал лампочки в квартире 70-летней женщины в  доме на другой улице. Здесь его ожидал весомый улов в 20 тысяч.

Комментарий «Донбассу»

«Бывало, что и стены перекладывали...»

- Подобные факты в нашей практике - не редкость: люди похищают электроэнергию и, будучи пойманными, пытаются оправдаться, - отметил начальник славянского «Района электрических сетей» Краматорского ПЭС ОАО «Донецкоблэнерго» Алексей Мовчан, работающий на этой должности не больше месяца. - Но видеозапись, сделанная в момент выявления нарушения, не оставляет сомнений. Если контролеры вошли без разрешения во двор и в дом, отчего хозяева не вызвали милицию? Да, энергонадзор не выявил нарушений, но с момента прихода рейдовой бригады прошло время, и хозяева могли сами устранить неучтенное подключение. У нас бывало, что стены перекладывали, доказывая невиновность при повторном контроле. Здесь всё не так просто, но я разберусь в этом деле. А точку в нем поставит суд.


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: