Пурга засыпала машины и... вдохновляла влюбленных

Сугробы от щедрот зимних.

Более ста дорожно-тран­спортных происшествий произошло за декабрь, январь и февраль на трассе Донецк - Мариуполь. Помимо заносов, плохой видимости и недисциплинированности водителей, положение усугубило отсутствие надежных живых полос вдоль магистрали, а также отказ от щитов снегозадержания.

Моя Доля

Уходящую зиму грешно упрекнуть в скупости. Она вдосталь накормила нас метелями, штормовыми зарядами и острым морозцем. Поэтому недостатка в экстремальных ситуациях не наблюдалось. По официальным данным, на магистрали Донецк - Мариуполь за сутки фиксировалось шесть-семь и более дорожно-тран­спортных происшествий. А количество вызволенных из сугробов легковушек и грузовиков вообще не поддается точному учету.

Наиболее масштабная авария произошла в районе села Доля, где грузовик со стеклопакетами протаранил «Таврию» и две маршрутки. Еще один автобус заскользил по рассыпанному стеклу, срезал металлическое заграждение и, оказавшись в придорожных камышах, свалился на бок. К счастью, водитель и пассажиры отделались испугом. Что же касается материальных убытков, по ориентировочным прикидкам, они составили несколько десятков тысяч гривен.

перевернутая маршрутка на трассе Донецк-Мариуполь

Из поверженной маршрутки пассажиры выбирались через люк в крыше.

Однако чрезвычайные происшествия на мариупольской трассе не всегда исчислялись потерями. Так, двое молодых людей приобрели нечто Высокое. Правда, с достоверной точностью не удалось установить, на каком именно участке магистрали горняк и выпускница одного из докучаевских техникумов воспылали друг к другу нешуточными чувствами. То ли когда четыре часа куковали в салоне безнадежно застрявшей маршрутки, то ли когда пассажиров переправляли через сугробы на вездеходе МЧС. Главное, помолвка уже состоялась, и свадьба намечена на середину марта.

В Мариуполь - на броневике

То, что творилось зимой на трассе, сродни ледовой проводке каналом Угольной гавани мариупольского порта. Только роль ледоколов отводилась бульдозерам, которые, как и морской собрат, нередко сами застревали в заторах. Да и как не застрять, когда высота сугробов местами превышала полтора человеческих роста, а метель через четверть часа засыпала пробитую колею.

В те дни корреспонденту «Донбасса» пришлось изрядно попутешествовать. На «Ниве» студии телевидения, «Мазде» с двумя ведущими мостами, в кабине карьерного «Чебоксарца» и шустрого бульдозера Т-150. Вот только на бронетранспортере не удалось прокатиться. Пока отогревал забарахливший на морозе фотоаппарат, БТР, тягач и влекомая на буксире фура скрылись в снежной круговерти.

снеговые заносы на трассе Донецк-Мариуполь

Караван идет сквозь пургу.

В те дни зародилась расхожая шутка. Утверждают, ее автором является билетная кассирша автовокзала «Южный» в Донецке, которая посоветовала жаждущему добраться до Мариуполя гражданину застолбить местечко на бронетранспортере.

Но шутки шутками, а полученная накануне снежной битвы техника позволила избежать трагедий прошлых зим, когда водители с пассажирами по несколько дней  дожидались помощи и, чего греха таить, гибли. В частности, мне пришлось быть свидетелем, как образовавшуюся в районе той же Доли пробку всего за три часа «расшили» два бульдозера, специальный тягач и БТР.

- За услуги с меня не взяли ни пятака, - признался водитель одной из фур. - И вдобавок угостили горячим чаем. Поэтому готов снять шапку перед парнями из МЧС.

Если прикрыться дедовскими щитами

Спасатели действительно заслужили самого доброго слова. Они настолько оперативно откликались на каждый сигнал беды, что им готовы выразить искреннюю признательность тысячи водителей и пассажиров. Например, они вытащили из кювета внедорожник и поставили его на колеса раньше, нежели хозяин обрел способность соображать.

К сожалению, никто пока не обратил внимания на одну особенность. Дело в том, что ребята из МЧС и дорожники круглосуточно перелопачивали сотни тонн снега исключительно по милости водителей, которые отправились в путь-дорожку, несмотря на грозные предостережения. И потом, работы у спасателей значительно поубавилось бы, если бы  трасса оказалась надежно защищенной от вьюг. В частности, когда на перегоне Донецк - Доля шла самая настоящая рубка со стихией, находчивые водители объезжали опасный участок стороной. А все потому, что окружной путь прикрыт с востока насаждениями вдоль железной дороги.

Разумеется, защитные полосы вдоль трассы за несколько лет создать невозможно. Но зато имеется  не менее надежный, но, к сожалению, забытый способ противостояния заносам - щиты снегозадержания. Так, практикой доказано, что однорядная баррикада из этих нехитрых сооружений способна взять на себя до 70 процентов переносимого ветром снега. А это сэкономленные сотни тонн горючего, которое каждую зиму сжигают двигатели буксующих фур, бульдозеров и другой техники, в том числе бронированной.

Поэтому напрашивается вывод: любые метели преодолимы. Если человек располагает необходимой техникой, а также средствами защиты - то есть насаждениями на обочине или нехитрыми дедовскими щитами в поле.

Комментарий «Донбассу»

Тяжелой технике нужна своя полоса

Помощник начальника ГУ МЧС в Донецкой области Ольга Криштоп:

- Прошедшая зима заставила вновь обратить внимание на вопросы, которые поднимались уже не раз. Это зимой они «выстреливали» трижды. Так, серьезные проблемы на участке мариупольской трассы, связанные с заторами, наблюдаются стабильно каждые 7-10 лет. С аналогичными трудностями пришлось столкнуться и под Дебальцевым, в Амвросиевском районе, на трассе Киев - Харьков - Должанский.

Выходом может стать приведение автодорог в надлежащее состояние, при котором бы учитывалась возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в зимнее время. Как вариант, возможно расширение проезжей части и создание технических полос, по которым к месту затора могла бы доставляться тяжелая аварийная техника. Подобный опыт распространен за рубежом.


Юрий Хоба и Евгения Мартынова. Фото Юрия Хобы.
Читайте также: