"Первый иконостас я делал... в гараже"
- признался харцызский мастер Николай Пруцкий, работы которого находятся в десятках храмов Донецкой области, Украины и России
Поймать Николая Андреевича «на поговорить» оказалось делом нелегким. В предпасхальные дни дел у мастера было - хоть отбавляй. На прошлой неделе ставил со товарищи иконостас в одном из храмов Краснолиманского района, на этой - в Енакиеве. В конце концов уговорились мы встретиться в Свято-Воскресенском храме, расположенном на Шахтерской площади Донецка. Здешний чудо-иконостас - тоже дело рук Пруцкого. Четырехъярусное сооружение, покрытое резными узорами из крестов, цветов, листьев, шаров и еще чего-то неописуемого, завораживает всякого, пришедшего сюда хоть в первый, хоть в сто первый раз. Но мастер, трудившийся над ним восемь месяцев, считает, что нет предела совершенству.
Что требовала партия
- Вот здесь и здесь, - показывает на невидимые глазу гладкие боковые части некоторых колонн, - нужно бы добавить резьбы. Сейчас произведу замеры, - достает он рулетку, - а уж потом прикину, как получше сделать.
- Николай Андреевич, когда у вас появилась тяга к резьбе по дереву?
- В довольно зрелом возрасте. А с малолетства я рисовать любил. Помню, в младших классах меня учитель просил изобразить что-то на доске, чтобы показать остальным, как надо... Когда служил в войсках связи в Чернигове, делал плакаты, стенды, украшал ленинские комнаты. А после армии пошел художником на Харцызский трубный завод в бюро эстетики. Рисовал всё, что требовала партия, - улыбается он. - И Ленина, и Брежнева, и плакаты на Первомай да годовщину революции, и огромные полотнища на фасадах домов. Панно делал, росписи, к примеру, во Дворце культуры. А потом попробовал вырезать. Сначала обычной отверткой, потом уж купил инструмент. Понравилось не только мне, но и начальству, кабинеты которого украшал. Первое, что сделал - прямоугольную деревянную люстру с орнаментальной резьбой.
Новая жизнь началась в 1997 году, когда он сделал жертвенник (столик, стоящий в алтаре) для харцызской церкви Петра и Павла.
Все рисунки разные
Через год он уже трудился над иконостастом для церкви в селе Благодатное.
- Делал его… в гараже, - признается Пруцкий. - Бывало, что отдельные киоты для икон подвешивал к потолку. И условия, вроде, неважные, и опыта у меня еще особого не было, но видно, помог Господь. Хорошо получилось.
- Сейчас у вас, насколько я знаю, целая бригада...
- Да, пятнадцать человек. Это поначалу управлялся сам: и столярил, и резал. А потом, когда заказы пошли один за другим, взял помощников. Наш «полигон» теперь - не гараж, а двухэтажная мастерская, где не только резчики работают, но художники. Мои жена и невестка, к примеру, сами иконы рисуют. А вот сыновья избрали свою стезю: один - в храме при ДМЗ, второй - технолог на заводе «Техносоюз».
- Опишите процесс работы.
- Сначала чертеж. Продумываю всё до последней завитушки. Потом покупаем древесину, как правило, ольху. Распускаем... Столяры начинают собирать каркас, шлифуют мелкой шкуркой. Делаем фон - в основном коричневый. И уж только потом начинаем «рисовать» резцами. Они бывают разные: полукруглые, треугольничком, лопаточкой, просто ножи. Инструмент не покупаем, а делаем на заказ - каждый под свою руку.
- Сбои в производстве бывали?
- Случалось, где-то в размерах не попадали или элемент какой «запарывали». Но ребята у меня очень хорошие: дотошные, стараются делать всё качественно.
- Откуда берете идеи для такой красоты? - поглаживаю переплетение деревянных листьев. - Может, какие знамения, видения, голоса?
- Ничего подобного! Все идеи - из головы. Никаких старинных книг и чертежей не просматриваю, только поначалу было такое. Все рисунки у меня разные, ни один иконостас не повторяется. Бывает, батюшки приезжают и говорят: «Видели твою работу там-то и там-то». А я там и не делал… Знать, кто-то «передрал». Ну да Бог таким людям судья.
Дома - ни одной работы
Резьбу Пруцкого можно увидеть в храме при усадьбе графа Шереметьева, что в Плесково под Москвой, в Белгород-Днестровском. А уж в нашем крае - в трех десятках церквей. Николай Андреевич украшал храмы в родном Харцызске, Донецке, Дзержинске, Красноармейске, Макеевке, Енакиеве, Константиновке.
- А вот дома нет ни одной моей работы. Даже элементарной табуретки или разделочной доски, - говорит 58-летний мастер. - Всё некогда. Я вон в прошлом году лодку купил, а порыбачить так и не выехал, хоть очень люблю это дело.
- Вы так много работаете... Как боретесь с усталостью?
- Если чувствую, что выбился из сил или на душе разброд, еду на могилу к отцу Зосиме в село Никольское. Мы с ним хорошо знали друг друга, много общались... Побуду немного, поговорю с ним - и всё как рукой снимает...
- Что чувствуете, стоя под «своим» иконостасом?
- Неописуемую радость. В каждый ведь вложил не только умение, но и частицу души. Чаще всего работа, конечно, нравится. Хоть порой ловишь себя на мысли: а здесь можно было бы получше что-то сделать. Не будет этого - не будет прогресса.
Андрей Кривцун. Фото автора.