Глеб Гусаков: "Икона должна лечь на душу"

Глеб Гусаков и спасенная «Троица».

Дончанин Глеб Гусаков многим известен как писатель-фантаст (под псевдонимом Ярослав Веров). А еще он - обладатель редчайшей иконы XVI века «Троица». Накануне великого праздника Святой Троицы Глеб Владимирович рассказал «Донбассу» детективную историю ее приобретения, а также о том, как он, «твердый физик», стал реставратором.

- Как и когда началось увлечение иконами?

- Далеко не сразу. У меня высшее техническое образование плюс успел закончить аспирантуру по специальности «Физика твердого тела». Думал серьезно заниматься наукой, но не сложилось - с распадом СССР это стало никому не нужно... К иконам пришел благодаря отцу, который увлекся ими в годы перестройки. Образа стали появляться в «комиссионках», и он начал первые опыты по реставрации, благо дома имелась большая библиотека, в том числе и по искусству, и по древнерусской иконе. К тому же папа в свое время посещал художественную студию, а его брат - и вовсе профессиональный художник. Вскоре стал заниматься реставрацией икон и я. Не от хорошей жизни, а потому, что в середине девяностых элементарно нечем было кормить семью...

- Какая самая древняя икона в вашей коллекции?

- Я, в принципе, не коллекционер. Скорее реставратор и эксперт: помогаю другим людям составлять собрания, оказываю консультации. Но некоторые памятники оставляю и себе. Это не обязательно что-то невероятно ценное, да я такое и не могу себе позволить. Главное - икона должна, что называется, лечь на душу, прийти к тебе сама. Так случилось с «Троицей», датированной концом шестнадцатого века.

- А почему на ней лишь двое?


- К сожалению, одна из досок - с изображением третьего ангела - утрачена. Но даже то, что эта часть сохранилась - истинное чудо. История приобретения «Троицы» и трех других из того же праздничного чина - «Успение Богоматери», «Благовещение» и «Вознесение Господне» (они достались моему другу Олегу Здановичу, который обладает, пожалуй, самой большой частной коллекцией икон не только в Донецке, но и в Украине) - совершенно детективная. Они все оказались из одного иконостаса - церкви села Бережная Дуброва, что в Архангельской области России. При советской власти, в начале 30-х годов, церковь разрушили, но верующие спасли иконы. Потом их хозяйка переехала в Украину, держала лики в отдельной комнате. Когда ее не стало, их отнесли... в сарай. После долгих злоключений «Троица», которую даже собирались распилить на доски меньшего размера, чтобы писать на них современные иконы, «новоделы», оказалась у меня, а три другие иконы - у Здановича. Об уникальной истории этих памятников мы даже книгу написали «Благовещение. Хроники спасенного иконостаса».

- Как удается отреставрировать иконы, которые находите в тяжелом состоянии?


- Это сложный и трудоемкий процесс, который длится иногда годами. Естественно, с Божией помощью. Обычно икону в тяжелом состоянии нужно дезинфицировать от грибков, плесени и жука-точильщика, укреплять доску, проклеивать и укреплять красочный слой, соединять трещины, восполнять выпады грунта… В нашей книге, к примеру, фотографически и документально зафиксирована история реставрации бережнодубровских икон от исходного состояния никому не нужных «чёрных досок» до нынешнего.


Андрей Кривцун.
Читайте также: