Банкроты загнали Пенсионный фонд в глухой угол

Начальник управления ПФУ в Константиновке Галина Кожокарь (справа) и ее заместитель Елена Гавриш анализируют сбор апрельских платежей.

В мае значительно сократятся поступления в Пенсионный фонд Украины в Константиновке. Донецкой области. И это беспокоит начальника его управления Галину Кожокарь, ведь в городе - 28 тысяч человек на заслуженном отдыхе.

Истоки проблемы в учреждении видят в росте задолженности плательщиков, уменьшении фонда оплаты труда на предприятиях, а также в выпровождении многих работников в бесплатные отпуска из-за майских праздников.

- Константиновка - город дотационный: за счет местных поступлений мы «закрываем» лишь 40 процентов из 28 миллионов, которые необходимы для выплат пенсий, - объясняет Галина Ивановна. - И чтобы обеспечить сбор всех нужных средств, фонд оплаты труда должен быть в три раза больше существующего... Руководители советуют нам отдать на выплату пенсий деньги должников. Но как их взять, особенно у банкротов?  Как быть с убыточными «Коммунтрансом», трамвайным управлением, «Спецстроем», задолжавшим персоналу огромные суммы? В Институте стекла очень большая сумма долга как по отчислениям, так и по возмещениям научных пенсий. В этом ряду ПО «Автостекло», проходящее с 1998 года процедуру ликвидации.

- Как же вы воздействуете на таких неплательщиков?

- Подаем в суд, он принимает решение в нашу пользу, мы передаем его исполнителям, а те с должниками... ничего не могут сделать: денег и имущества у них, как правило, уже нет. Весь долг по платежам у нас делится на безнадежный и обязательства банкротов (в структуре долгов последние занимают около 90 процентов - порядка 14 миллионов). Решением комиссии у нас в эти дни закрывается завод «Укрцинк». Уже не меньше трех лет там нет никакого движения. А ведь он находится в перечне предприятий, имеющих стратегическое значение с вредным производством!  Там есть работавшие по спискам №1 и №2... Но возмещения этих средств нет, равно как, собственно,  и самого завода... И перспектив - никаких.

Из цивилизованно обанкротившихся предприятий Галина Кожокарь назвала лишь металлургический завод. Он вовремя и полностью продал активы, людям выплатили зарплату и внесли все платежи в ПФУ.

- В чем суть работы с «живыми» предприятиями?


- Три специалиста отдела контрольно-проверочной работы постоянно отслеживают отчисления плательщиков. Если структура нарушает закон, отмечены факты несвоевременной уплаты, дополнительные начисления из-за ошибок в отчетах, мы посылаем туда контролеров. С января они провели 35 проверок. В итоге дополнительно начислены страховые взносы, применены финансовые санкции, а четыре руководителя оштрафованы на нешуточную сумму. Немало выявляется нарушений, связанных с работниками-инвалидами: предприятия за них должны отчислять в ПФУ не 32 процента, а лишь четыре.

- А у самого коллектива управления какие проблемы?

- У нас компьютеры, принтеры, сканеры и ксероксы дышат на ладан...

Самый жалобный отдел

В управлении трудятся шестьдесят четыре специалиста. Самый крупный отдел - пенсионного обеспечения. Именно в нем проходит назначение и переназначение пенсий, организация выплат пособий на захоронения и решение иных социальных забот.

- Здесь больше всего эмоций, обид и жалоб, - сообщила Кожокарь. - Попробуй объясни бабуле, отчего ей добавили к пенсии пять процентов, а соседке - десять. Много хлопот и с «детьми войны», которых в городе более восьми тысяч. Юридический сектор завален их судебными исками: люди требуют выполнения закона о тридцатипроцентной добавке к пенсии. С начала года в константиновское отделение ПФУ поступило почти полторы тысячи судебных решений, по которым только за апрель выплачено 233 тысячи гривен.


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: